Пояснительная записка
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации
особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и
естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной
культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни
современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей,
принципов и форм развития музыки.
Цель реализации адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР:
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Основная цель Адаптированной рабочей программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как
части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств,
образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства
как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации Программы МОУ «Деевская СОШ» АООП
НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование
общей
культуры,
духовно-нравственное,
гражданское,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с
ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения Адаптированной рабочей программы, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их
общественно
полезной
деятельности,
проведения
спортивно–оздоровительной
работы,
организацию
художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населённого пункта, района, города).
В основу формирования Адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
• принципы
государственной политики РФ в области образования 1 (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
1
Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
• принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие
личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
• онтогенетический
• принцип
принцип;
преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип
целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования
положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
• принцип
переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип
сотрудничества с семьей.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой,
обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение
обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение
(элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование,
танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные
выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя
отечественной музыкальной культуры
Система оценки достижения обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной рабочей программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для
оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР:
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждой
темы, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и
стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Содержание программы
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет, симфония, концерт.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое
прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
отечественных
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение
эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, др.). динамика, тембр и
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор —
исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный
смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций,
тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы
построения
музыки
как
обобщённое
выражение
художественнообразного
содержания
произведений.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о
музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса:
детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных,
исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная
сфера и музыкальный язык.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в
театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору,
русской музыке, народной музыке России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные,
струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному
творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и
академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе
освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский
состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные);
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные
музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые
Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые
сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со
словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем
мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных,
ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть
типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и
музыкальных инструментов, определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению
музыкального кругозора;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и
другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
3 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1
Край, в котором
ты живёшь:
русская народная
песня «Степь, да
степь кругом»;
«Рондо на
русские темы»;
Е.П.Крылатов
«Крылатые
качели»
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.2
Русский
фольклор: «Среди
долины ровныя»,
«Пойду ль я,
выйду ль я»; кант
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Дополнительн
ая
информация
«Радуйся, Роско
земле»; марш
«Славны были
наши деды»,
«Вспомним,
братцы, Русь и
славу!»
1.3
Русские народные
музыкальные
инструменты и
народные песни:
«Пошла млада за
водой», «Ах,
улица, улица
широкая».
Инструментальны
е наигрыши.
Плясовые
мелодии
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.4
Жанры
музыкального
фольклора:
русские народные
песни «Ах ты,
степь», «Я на
горку шла»
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.5
Фольклор
народов России:
«Апипа»,
1
0
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5265/start/2280
42/
татарская
народная песня;
«Сказочка»,
марийская
народная песня
1.6
Фольклор в
творчестве
композиторов.
Н.РимскийКорсаков
Итого по разделу
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=OemLhZbM
6Ck
6
Раздел 2. Классическая музыка
2.1
Композитор –
исполнитель –
слушатель:
концерт № 1 для
фортепиано с
оркестром П.И.
Чайковского
(фрагменты),
песня Леля «Туча
со громом
сговаривалась» из
оперы
«Снегурочка»
Н.А. РимскогоКорсакова
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2.2
Композиторы –
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
детям:
Ю.М.Чичков
«Детство — это я
и ты»; А.П.
Бородин, А.К.
Лядов, Ц.А. Кюи,
Н.А. РимскийКорсаков
«Парафразы»;
пьеса «Детского
альбома», П.И.
Чайковский «Игра
в лошадки»
2.3
Музыкальные
инструменты.
Фортепиано:
«Гном», «Старый
замок» из
фортепианного
цикла «Картинки
с выставки» М.П.
Мусоргского;
«Школьные
годы» муз. Д.
Кабалевского,
сл.Е.Долматовско
го
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=YQ5HLci6z
LU
2.4
Вокальная
музыка:
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
«Детская» —
вокальный цикл
М.П.
Мусоргского;
С.С. Прокофьев
«Вставайте, люди
русские!» из
кантаты
«Александр
Невский»
2.5
Инструментальна
я музыка:
«Тюильрийский
сад»,
фортепианный
цикл «Картинки с
выставки» М.П.
Мусоргского
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2.6
Русские
композиторыклассики: М.И.
Глинка увертюра
к опере «Руслан и
Людмила»: П.И.
Чайковский
«Спящая
красавица»; А.П.
Бородин. Опера
«Князь Игорь»
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
(фрагменты)
2.7
Европейские
композиторыклассики: В.
Моцарт.
Симфония № 40
(2 и 3 части); К.В.
Глюк опера
«Орфей и
Эвридика»;
Эдвард Григ
музыка к драме
Генрика Ибсена
«Пер Гюнт». Л.
ван Бетховен
«Лунная соната»,
«К Элизе»,
«Сурок»; канон
В.А. Моцарта
«Слава солнцу,
слава миру»
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=v0LtZ1TehI
c
2.8
Мастерство
исполнителя:
песня Баяна из
оперы М.И.
Глинки «Руслан и
Людмила», песни
гусляра Садко в
опере-былине
1
1
0
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
«Садко» Н.А.
РимскогоКорсакова
Итого по разделу
8
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1
Музыкальные
пейзажи: «Утро»
Э. Грига,
Вечерняя песня
М.П.
Мусоргского,
«Запевки» Г.
Свиридова
симфоническая
музыкальная
картина С.С.
Прокофьева
«Шествие
солнца». «В
пещере горного
короля» из сюиты
«Пер Гюнт»
1
0
1
https://www.youtube.com/watch?v=TkeN990y8
eA
3.2
Танцы, игры и
веселье: Муз.
Ю.Чичкова,
сл.Ю.Энтина
«Песенка про
жирафа»;
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
М.И.Глинка
«Вальс-фантазия,
«Камаринская»
для
симфонического
оркестра.
Мелодии
масленичного
гулянья из оперы
Н.А. РимскогоКорсакова
«Снегурочка».
Контрданс
сельский танец пьеса Л.ван
Бетховена
3.3
Музыка на войне,
музыка о войне:
песни Великой
Отечественной
войны – песни
Великой Победы
Итого по разделу
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
0
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1
Фольклор других
народов и стран в
музыке
2
отечественных и
зарубежных
композиторов:
«Мама» русского
композитора В.
Гаврилина и
итальянского —
Ч.Биксио; C.В.
Рахманинов «Не
пой, красавица
при мне» и
Ж.Бизе
Фарандола из 2-й
сюиты
«Арлезианка»
1.2
Образы других
культур в музыке
русских
композиторов: М.
Мусоргский
Танец персидок
из оперы
«Хованщина».
А.Хачатурян
«Танец с
саблями» из
балета «Гаянэ»
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.3
Русские
музыкальные
1
0.5
0.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
цитаты в
творчестве
зарубежных
композиторов: П.
Сарасате
«Москвичка».
И.Штраус
«Русский марш»
Итого по разделу
4
Раздел 2. Духовная музыка
2.1
Религиозные
праздники:
вербное
воскресенье:
«Вербочки»
русского поэта А.
Блока. Выучи и
спой песни А.
Гречанинова и Р.
Глиэра
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2.2
Троица: летние
народные
обрядовые песни,
детские песни о
березках
(«Березонька
кудрявая» и др.)
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Итого по разделу
2
Раздел 3. Музыка театра и кино
Патриотическая и
народная тема в
театре и кино:
Симфония № 3
«Героическая»
Людвига ван
Бетховена. опера
«Война и мир»;
3.1
музыка к
2
кинофильму
«Александр
Невский» С.С.
Прокофьева,
оперы «Борис
Годунов» и
другие
произведения
0.5
1.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3.2
Сюжет
музыкального
спектакля:
мюзиклы «Семеро
козлят на новый
лад» А.
Рыбникова,
«Звуки музыки»
Р. Роджерса
2
0.5
1.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3.3
Кто создаёт
музыкальный
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
спектакль: В.
Моцарт опера
«Волшебная
флейта»
(фрагменты)
Итого по разделу
5
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1
Исполнители
современной
музыки: Хор
Сретенского
монастыря
исполняет песню
«Конь», музыка
И. Матвиенко,
стихи А.
Шаганова; пьесы
В. Малярова из
сюиты «В
монастыре» «У
иконы
Богородицы»,
«Величит душа
моя Господа» в
рамках фестиваля
современной
музыки
2
0
2
4.2
Особенности
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
https://predanie.ru/rubric-page/muzyka/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
джаза:
«Колыбельная» из
оперы Дж.
Гершвина «Порги
и Бесс»
4.3
Электронные
музыкальные
инструменты:
Э.Артемьев
«Поход» из к/ф
«Сибириада»,
«Слушая Баха» из
к/ф «Солярис»
Итого по разделу
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
4
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1
Интонация: К.
Сен-Санс пьесы
из сюиты
«Карнавал
животных»:
«Королевский
марш льва»,
«Аквариум»,
«Лебедь» и др.
1
0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
5.2
Ритм: И. Штраусотец Радецкимарш, И. Штрауссын Полька-
1
0.5
0.5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8
пиццикато, вальс
«На прекрасном
голубом Дунае»
(фрагменты)
Итого по разделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
31
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
Край, в котором ты
живёшь: русские
народные песни
«Выходили красны
девицы», «Вдоль да по
1.1
1
речке», «Солдатушки,
бравы ребятушки»;
Е.П.Крылатов,
Ю.С.Энтин «Лесной
олень»
Первые артисты,
народный театр: И.Ф.
Стравинский балет
«Петрушка»; русская
народная песня
1.2
1
«Скоморошьяплясовая», фрагменты
из оперы «Князь
Игорь» А.П. Бородина;
фрагменты из оперы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
0
1
0
1
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=tSZ
tFBwfyec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1.3
1.4
1.5
1.6
«Садко» Н.А.
Римского-Корсакова
Русские народные
музыкальные
инструменты: П.И.
Чайковский пьесы
«Камаринская»
«Мужик на гармонике
играет»; «Пляска
скоморохов» из оперы
«Снегурочка» Н.А.
Римского-Корсакова
Жанры музыкального
фольклора: русская
народная песня
«Выходили красны
девицы»; «Вариации на
Камаринскую»
Фольклор народов
России: Якутские
народные мелодии
«Призыв весны»,
«Якутский танец»
Фольклор в творчестве
профессиональных
музыкантов: С.В.
Рахманинов 1-я часть
Концерта №3 для
фортепиано с
оркестром; П.И.
1
0
1
1
0.5
0.5
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
2
0
2
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=0Z
6IuGl_8UI
Чайковский песни
«Девицы, красавицы»,
«Уж как по мосту, по
мосточку» из оперы
«Евгений Онегин»; Г.В.
Свиридов Кантата
«Курские песни»; С.С.
Прокофьев кантата
«Александр Невский»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Композиторы – детям:
П.И. Чайковский
«Сладкая греза», из
Детского альбома, Д.Д.
2.1
Шостакович Вальсшутка; песни из
фильма-мюзикла
«Мэри Поппинс, до
свидания»
Оркестр: И. Гайдн
Анданте из симфонии
№ 94; Л. ван Бетховен
2.2
Маршевая тема из
финала Пятой
симфонии
Вокальная музыка: С.С.
2.3
Прокофьев, стихи А.
Барто «Болтунья»; М.И.
7
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Глинка, стихи Н.
Кукольника «Попутная
песня»
Инструментальная
музыка: П.И.
Чайковский «Мама»,
«Игра в лошадки» из
Детского альбома, С.С.
Прокофьев «Раскаяние»
из Детской музыки
Программная музыка:
Н.А. Римский-Корсаков
Симфоническая сюита
«Шехеразада»
(фрагменты)
Симфоническая
музыка: М.И. Глинка.
«Арагонская хота», П.
Чайковский Скерцо из
4-й симфонии
Русские композиторыклассики: П.И.
Чайковский «Танец феи
Драже», «Вальс
цветов» из балета
«Щелкунчик»
Европейские
композиторы-классики:
Ж. Бизе «Арлезианка»
(1 сюита: Прелюдия,
Библиотека ЦОК
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0.5
0.5
1
0
1
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=qM
K2zOtnIfI
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
2.9
Менуэт, Перезвон, 2
сюита: Фарандола –
фрагменты)
Мастерство
исполнителя: Скерцо из
«Богатырской»
симфонии
А.П.Бородина
Итого по разделу
1
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Музыка стран
ближнего зарубежья:
песни и плясовые
1.1
наигрыши народных
музыкантов-сказителей
(акыны, ашуги, бакши и
1
0
1
0
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
9
Раздел 3. Музыка в жизни человека
Искусство времени: Н.
Паганини «Вечное
движение», И. Штраус
«Вечное движение», М.
Глинка «Попутная
3.1
1
песня», Э. Артемьев
«Полет» из к/ф
«Родня»; Е.П.Крылатов
и Ю.С.Энтин
«Прекрасное далеко»
Итого по разделу
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1.2
др.); К. Караев
Колыбельная и танец из
балета «Тропою
грома». И. Лученок, М.
Ясень «Майский
вальс». А.Пахмутова,
Н.Добронравов
«Беловежская пуща» в
исполнении ВИА
«Песняры»
Музыка стран дальнего
зарубежья: норвежская
народная песня
«Волшебный смычок»;
А.Дворжак Славянский
танец № 2 ми-минор,
Юмореска. Б.Сметана
Симфоническая поэма
«Влтава»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Религиозные
праздники: пасхальная
песня «Не шум
шумит», фрагмент
2.1
финала «Светлый
праздник» из сюитыфантазии С.В.
Рахманинова
Библиотека ЦОК
2
0
2
0.5
0.5
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=rE
mnDt2mYMg
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на
сцене, на экране:
«Морозко» –
музыкальный фильмсказка музыка Н.
Будашкина; С. Никитин
3.1
«Это очень интересно»,
«Пони», «Сказка по
лесу идет», «Резиновый
ёжик»; Г.В. Свиридов
сюита «Музыкальные
иллюстрации»
Театр оперы и балета:
Сцена народных
гуляний из второго
действия оперы Н.А.
3.2
Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом
граде Китеже и деве
Февронии»
Балет: А. Хачатурян.
Балет «Гаянэ»
(фрагменты); Р.
3.3
Щедрин Балет «Конекгорбунок», фрагменты:
«Девичий хоровод»,
«Русская кадриль»,
1
1
0
1
1
0
1
2
0.5
1.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
3.4
3.5
«Золотые рыбки»,
«Ночь» и др.
Опера. Главные герои и
номера оперного
спектакля: оперы
«Садко», «Борис
Годунов», «Сказка о
царе Салтане» Н.А.
Римского-Корсакова
Патриотическая и
народная тема в театре
и кино: П.И.
Чайковский
Торжественная
увертюра «1812 год»;
Ария Кутузова из
оперы С.С.Прокофьева
«Война и мир»;
попурри на темы песен
военных лет
Итого по разделу
2
1
0.5
0
1.5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=ld3
OucJn29s Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
7
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Современные
обработки
классической музыки:
4.1
В.А. Моцарт
2
«Колыбельная»; А.
Вивальди «Летняя
гроза» в современной
0.5
1.5
https://www.musica.ru/page/e-projectseor#general-school
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
4.2
обработке; Ф. Шуберт
«Аве Мария» в
современной
обработке; Поль Мориа
«Фигаро»
Джаз: Дж. Гершвин
«Летнее время»,
Д.Эллингтон
«Караван». Г.Миллер
«Серенада лунного
света», «Чаттануга ЧуЧу»
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
1
0
1
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=W6
7KEsGmvFk
https://www.youtube.com/watch?v=TR
mZ2DY-Tig
3
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1
Интонация:
С.В.Рахманинов.
«Сирень»; Р.Щедрин.
Концерт для оркестра
«Озорные частушки»
5.2
Музыкальный язык: Я.
Сибелиус «Грустный
вальс»; К. Орф «О,
Фортуна!» (№ 1) из
кантаты «Кармина
Бурана»; Л. Андерсон
«Пьеса для пишущей
машинки с оркестром»
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
1
0
1
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=1p_
i-K7-F2g
https://www.youtube.com/watch?v=Zj3
daIIhL-g
Библиотека ЦОК
1
2
0
1
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
https://www.youtube.com/watch?v=EJ
C-_j3SnXk
https://www.youtube.com/watch?v=PJ
Np5UKRtbQ
https://www.youtube.com/watch?v=5F
L2qxw4GsQ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
31
ПОУРОЧНОЕ планирование
3 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количест
во часов
Всего
Дата
изучени
я
1
Край, в котором
ты живёшь
Мелодия - душа
музыки.
Мелодии
русских песен
1
03.09.202
4
2
Русский
фольклор.
Природа и
музыка. Песни
народного
календаря
1
10.09.202
4
3
Русские
народные
музыкальные
инструменты.
Народные песни
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Дополнительн
ая
информация
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9668a
учебник с.6-7
портреты
композиторов
https://www.youtube.com/watch?v=zFdVMudRx0A Библиотека
1
17.09.202
4
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fhttps://www.youtube.com/watch?v=Kr01Yl4JQ0U
5e92d78
учебник с. 5657
и пляски.
Народные
исполнители.
4
Фольклор в
творчестве
профессиональн
ых музыкантов.
народные
мелодии и
наигрыши в
операх
М.Глинки и
Н.РимскогоКорсакова
1
24.09.202
4
5
Жанры
музыкального
фольклора.
Детский
фольклор.
Жанры
патриотической
песни. "
1
6
Патриотическая
и народная тема
в театре и
кино.Кантата
"Александр
Невский
С.Прокофьева
1
https://resh.edu.ru/subject/6/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/main/270683/
учебник с.5861, портреты
диафильм
"Садко"
01.10.202
4
http://www.it-n.ru/
учебник с.12-15
08.10.202
4
https://www.youtube.com/watch?v=3gRZoQcTRGA t=5s
учебник с.16-17
7
Патриотическая
и народная тема
в театре и кино.
Опера "Иван
Сусанин"
М.Глинка
8
Фольклор
народов России
1
9
Музыкальные
пейзажи. Утро и
вечер в музыке и
живописи.
П.Чайковский.
Э.Григ.
https://www.youtube.com/watch?v=3gRZoQcTRGA t=5s
http://songkino.ru/
портретреты
композиторов
учебник с. 1821
22.10.202
4
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5265/start/228042/
Нагл.пособие
"Народы
России"
1
05.11.202
4
https://www.youtube.com/watch?v=k7LK8MEjPzg
учебник с.2425, с.36-37
10
Композиторы –
детям Портрет в
музыке.
С.Прокофьев
1
12.11.202
4
https://www.musica.ru/page/e-projects-eor#general-school
учебник с. 2629
11
Композитор –
исполнитель –
слушатель.
М.Мусоргский
1
19.11.202
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e946aa
учебник с.22-25
12
Музыкальные
инструменты.
Фортепиано
1
26.11.202
4
https://www.youtube.com/watch?v=YQ5HLci6zLU
13
Вокальная
музыка
1
03.12.202
4
http://parkov1.narod.ru/
1
15.10.202
4
14
Русские
композиторыклассики
1
10.12.202
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96b94
15
Европейские
композиторыклассики
1
17.12.202
4
http://www.classicalmusiclinks.ru/
16
Мастерство
исполнителя
1
24.12.202
4
http://www.classicalmusiclinks.ru/
17
Инструментальн
ая музыка
1
14.01.202
5
18
Танцы, игры и
веселье
1
21.01.202
5
19
[Музыка на
войне, музыка о
войне
1
28.01.202
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a35116
20
Фольклор
других народов
и стран в музыке
отечественных и
зарубежных
композиторов
1
04.02.202
5
https://resh.edu.ru/subject/6/
21
Фольклор
других народов
и стран в музыке
отечественных и
зарубежных
1
11.02.202
5
https://www.youtube.com/watch?v=F_11t8V71xc
https://www.youtube.com/watch?v=D3lYhj0TCvE
https://www.youtube.com/watch?v=HNkWhSF3PAA
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e92bb6
https://m.edsoo.ru/f5e986ce
http://opera.r2.ru/
http://booksite.ru/gavrilin/
http://www.classicalmusiclinks.ru/
композиторов
22
Образы других
культур в
музыке русских
композиторов
1
18.02.202
5
23
Славянские
мотивы в
творчестве
зарубежных
композиторов
1
25.02.202
5
http://www.chopin.pl/
24
[Религиозные
праздники
1
04.03.202
5
https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music
25
Троица
1
11.03.202
5
https://www.youtube.com/watch?v=JEuXtaQfALg t=291s
26
Сюжет
музыкального
спектакля
1
18.03.202
5
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php
27
Сюжет
музыкального
спектакля
1
01.04.202
5
http://www.opera.km.ru/
28
Кто создаёт
музыкальный
спектакль
1
08.04.202
5
http://www.belcanto.ru/
29
Исполнители
современной
музыки
1
15.04.202
5
http://music.edu.ru/
30
Электронные
музыкальные
инструменты
1
22.04.202
5
http://www.obsolete.com/120_years/
31
Исполнители
современной
музыки
1
29.04.202
5
http://songkino.ru/
32
Особенности
джаза
1
06.05.202
5
http://www.plus-msk.ru/
33
Ритм
1
13.05.202
5
34
Интонация
1
20.05.202
5
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
http://burskytest.narod.ru/main.html
https://www.youtube.com/watch?v=xzm7N2wEKlU
http://burskytest.narod.ru/main.html
https://www.youtube.com/watch?v=DVW7dc-yxns
4 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Всего
1
Край, в котором ты
живёшь
1
2
Первые артисты,
народный театр
1
3
Русские народные
музыкальные
инструменты
1
4
Жанры
музыкального
фольклора
1
5
Фольклор народов
России
1
6
Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов
1
7
Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов
1
8
Композиторы –
детям
1
Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
04.09.2024
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/main/228399/
https://resh.edu.ru/subject/6/4/
11.09.2024
https://rutube.ru/video/a72c3047486ea0e1a4196d1fcbe0a046/
https://rutube.ru/video/9c4de5106093dbb9963dd6c3cf1c633e/
18.09.2024
25.09.2024
02.10.2024
09.10.2024
16.10.2024
23.10.2024
https://www.youtube.com/watch?v=NNjPksiKvrw
https://www.youtube.com/watch?v=7aUVVQGfqfQ
https://www.youtube.com/watch?v=5_e_zGpKFzI t=37s
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5273/main/55047/
http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.html
https://resh.edu.ru/subject/6/4/
Дополнительная
информация
9
Оркестр
1
10
Вокальная музыка
1
11
Инструментальная
музыка
1
12
Программная
музыка
1
13
Симфоническая
музыка
1
14
Русские
композиторыклассики
1
15
Европейские
композиторыклассики
1
16
Мастерство
исполнителя
1
17
Искусство времени
1
18
Музыка стран
ближнего
зарубежья
1
19
Музыка стран
ближнего
зарубежья
1
20
Музыка стран
дальнего зарубежья
1
30.10.2024
06.11.2024
13.11.2024
20.11.2024
27.11.2024
04.12.2024
11.12.2024
18.12.2024
25.12.2024
15.01.2025
22.01.2025
29.01.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98bb0
https://resh.edu.ru/subject/6/4/
https://www.youtube.com/watch?v=zTrFS_Z2GTg
https://www.youtube.com/watch?v=z1_IOwVE7vA
https://www.youtube.com/watch?v=a4T-rVQauF8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e942cc
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4610/start/63336/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e99ad8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98962
http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.html
https://resh.edu.ru/subject/6/
https://resh.edu.ru/subject/6/
https://www.youtube.com/watch?v=-myO4EMIdjw
21
Музыка стран
дальнего зарубежья
1
22
Религиозные
праздники
1
23
Музыкальная
сказка на сцене, на
экране
1
24
Театр оперы и
балета
1
25
Балет
1
26
Балет
1
27
Опера. Главные
герои и номера
оперного спектакля
1
28
Опера. Главные
герои и номера
оперного спектакля
1
29
Патриотическая и
народная тема в
театре и кино
1
30
Современные
обработки
классической
музыки
1
31
Современные
обработки
1
05.02.2025
12.02.2025
https://resh.edu.ru/subject/6/
https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e93f52
19.02.2025
05.03.2025
12.03.2025
19.03.2025
02.04.2025
09.04.2025
16.04.2025
23.04.2025
07.05.2025
https://m.edsoo.ru/f5e96e50
https://www.youtube.com/watch?v=ld3OucJn29s t=87s
https://rutube.ru/video/83f041feebd285b58005e9f54bafaca1/
https://www.youtube.com/watch?v=JPiE6uJqC5A
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php
https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98d86
http://www.obsolete.com/120_years/
https://resh.edu.ru/subject/6/4/
классической
музыки
32
Джаз
1
33
Интонация
1
34
Музыкальный язык
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
14.05.2025
21.05.2025
21.05.2025
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e95050
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9a154
https://www.youtube.com/watch?v=DVW7dc-yxns
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. /
«Издательство «Просвещение», 2022
• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. /
«Издательство «Просвещение», 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральная рабочая программа НОО | Музыка. 1–4 классы. - Институт
стратегии развития образования. – 2023
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1-4 класс [Ноты]:
пособие для учителя / сост. Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 1-4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е.
Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:Просвещение, 2019. –
электрон. опт. диск (CD-ROM)
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. Поурочные
разработки. 1 – 4 классы. -М.: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим
доступа:
http://schoolcollection.edu.ru
5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nachalka/info/about/193
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
http://nsc.1september.
7. Российская Электронная Школа
Специальный учебный и дидактический материал необходим для
образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». На занятиях
музыкой важно обеспечить обучающимся с ЗПР использование доступных
музыкальных инструментов (бубен, барабан, маракас и др.), а также
оснастить кабинет воспроизводящим, звукоусиливающим оборудованием.
музыкальные инструменты (фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон,
скрипка, гитара, клавишный синтезатор); комплект детских музыкальных
44
инструментов
(блок-флейта,
глокеншпиль/трещотки,
колокольчик,
треугольник, барабан, бубен, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны,
ксилофоны; свистульки, деревянные ложки); технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия.
45