Пояснительная записка Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Цель реализации адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Основная цель Адаптированной рабочей программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Достижение поставленных целей при разработке и реализации Программы МОУ «Деевская СОШ» АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения Адаптированной рабочей программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). В основу формирования Адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования 1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); 1 Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический • принцип принцип; преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве; формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР: Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждой темы, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Содержание программы Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. отечественных Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, др.). динамика, тембр и Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного содержания произведений. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,; имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные); воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование 3 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Дополнительн ая информация «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» 1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальны е наигрыши. Плясовые мелодии 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла» 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.5 Фольклор народов России: «Апипа», 1 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5265/start/2280 42/ татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня 1.6 Фольклор в творчестве композиторов. Н.РимскийКорсаков Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=OemLhZbM 6Ck 6 Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 Композиторы – 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. РимскийКорсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки» 2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовско го 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=YQ5HLci6z LU 2.4 Вокальная музыка: 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» 2.5 Инструментальна я музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.6 Русские композиторыклассики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 (фрагменты) 2.7 Европейские композиторыклассики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=v0LtZ1TehI c 2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова Итого по разделу 8 Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» 1 0 1 https://www.youtube.com/watch?v=TkeN990y8 eA 3.2 Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец пьеса Л.ван Бетховена 3.3 Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы Итого по разделу 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Фольклор других народов и стран в музыке 2 отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка» 1.2 Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1.3 Русские музыкальные 1 0.5 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш» Итого по разделу 4 Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.2 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.) 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу 2 Раздел 3. Музыка театра и кино Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; 3.1 музыка к 2 кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.2 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса 2 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.3 Кто создаёт музыкальный 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты) Итого по разделу 5 Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Исполнители современной музыки: Хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки 2 0 2 4.2 Особенности 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 https://predanie.ru/rubric-page/muzyka/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 4.3 Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис» Итого по разделу 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др. 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5.2 Ритм: И. Штраусотец Радецкимарш, И. Штрауссын Полька- 1 0.5 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 пиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты) Итого по разделу 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 31 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны девицы», «Вдоль да по 1.1 1 речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»; Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень» Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»; русская народная песня 1.2 1 «Скоморошьяплясовая», фрагменты из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 0 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=tSZ tFBwfyec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.3 1.4 1.5 1.6 «Садко» Н.А. Римского-Корсакова Русские народные музыкальные инструменты: П.И. Чайковский пьесы «Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили красны девицы»; «Вариации на Камаринскую» Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны», «Якутский танец» Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов 1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. 1 0 1 1 0.5 0.5 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК 2 0 2 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=0Z 6IuGl_8UI Чайковский песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского альбома, Д.Д. 2.1 Шостакович Вальсшутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания» Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен 2.2 Маршевая тема из финала Пятой симфонии Вокальная музыка: С.С. 2.3 Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. 7 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня» Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» (фрагменты) Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский Скерцо из 4-й симфонии Русские композиторыклассики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита: Прелюдия, Библиотека ЦОК 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0.5 0.5 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=qM K2zOtnIfI Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2.9 Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты) Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии А.П.Бородина Итого по разделу 1 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые 1.1 наигрыши народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и 1 0 1 0 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 9 Раздел 3. Музыка в жизни человека Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное движение», М. Глинка «Попутная 3.1 1 песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф «Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко» Итого по разделу 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.2 др.); К. Караев Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень «Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в исполнении ВИА «Песняры» Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня «Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор, Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава» Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент 2.1 финала «Светлый праздник» из сюитыфантазии С.В. Рахманинова Библиотека ЦОК 2 0 2 0.5 0.5 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=rE mnDt2mYMg 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» – музыкальный фильмсказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин 3.1 «Это очень интересно», «Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита «Музыкальные иллюстрации» Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия оперы Н.А. 3.2 Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. 3.3 Щедрин Балет «Конекгорбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», 1 1 0 1 1 0 1 2 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3.4 3.5 «Золотые рыбки», «Ночь» и др. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет Итого по разделу 2 1 0.5 0 1.5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=ld3 OucJn29s Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 7 Раздел 4. Современная музыкальная культура Современные обработки классической музыки: 4.1 В.А. Моцарт 2 «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной 0.5 1.5 https://www.musica.ru/page/e-projectseor#general-school Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4.2 обработке; Ф. Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро» Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер «Серенада лунного света», «Чаттануга ЧуЧу» Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=W6 7KEsGmvFk https://www.youtube.com/watch?v=TR mZ2DY-Tig 3 Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки» 5.2 Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!» (№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей машинки с оркестром» Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=1p_ i-K7-F2g https://www.youtube.com/watch?v=Zj3 daIIhL-g Библиотека ЦОК 1 2 0 1 https://m.edsoo.ru/7f412ea4 https://www.youtube.com/watch?v=EJ C-_j3SnXk https://www.youtube.com/watch?v=PJ Np5UKRtbQ https://www.youtube.com/watch?v=5F L2qxw4GsQ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 31 ПОУРОЧНОЕ планирование 3 КЛАСС № п/ п Тема урока Количест во часов Всего Дата изучени я 1 Край, в котором ты живёшь Мелодия - душа музыки. Мелодии русских песен 1 03.09.202 4 2 Русский фольклор. Природа и музыка. Песни народного календаря 1 10.09.202 4 3 Русские народные музыкальные инструменты. Народные песни Электронные цифровые образовательные ресурсы Дополнительн ая информация Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9668a учебник с.6-7 портреты композиторов https://www.youtube.com/watch?v=zFdVMudRx0A Библиотека 1 17.09.202 4 ЦОК https://m.edsoo.ru/fhttps://www.youtube.com/watch?v=Kr01Yl4JQ0U 5e92d78 учебник с. 5657 и пляски. Народные исполнители. 4 Фольклор в творчестве профессиональн ых музыкантов. народные мелодии и наигрыши в операх М.Глинки и Н.РимскогоКорсакова 1 24.09.202 4 5 Жанры музыкального фольклора. Детский фольклор. Жанры патриотической песни. " 1 6 Патриотическая и народная тема в театре и кино.Кантата "Александр Невский С.Прокофьева 1 https://resh.edu.ru/subject/6/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/main/270683/ учебник с.5861, портреты диафильм "Садко" 01.10.202 4 http://www.it-n.ru/ учебник с.12-15 08.10.202 4 https://www.youtube.com/watch?v=3gRZoQcTRGA t=5s учебник с.16-17 7 Патриотическая и народная тема в театре и кино. Опера "Иван Сусанин" М.Глинка 8 Фольклор народов России 1 9 Музыкальные пейзажи. Утро и вечер в музыке и живописи. П.Чайковский. Э.Григ. https://www.youtube.com/watch?v=3gRZoQcTRGA t=5s http://songkino.ru/ портретреты композиторов учебник с. 1821 22.10.202 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5265/start/228042/ Нагл.пособие "Народы России" 1 05.11.202 4 https://www.youtube.com/watch?v=k7LK8MEjPzg учебник с.2425, с.36-37 10 Композиторы – детям Портрет в музыке. С.Прокофьев 1 12.11.202 4 https://www.musica.ru/page/e-projects-eor#general-school учебник с. 2629 11 Композитор – исполнитель – слушатель. М.Мусоргский 1 19.11.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e946aa учебник с.22-25 12 Музыкальные инструменты. Фортепиано 1 26.11.202 4 https://www.youtube.com/watch?v=YQ5HLci6zLU 13 Вокальная музыка 1 03.12.202 4 http://parkov1.narod.ru/ 1 15.10.202 4 14 Русские композиторыклассики 1 10.12.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96b94 15 Европейские композиторыклассики 1 17.12.202 4 http://www.classicalmusiclinks.ru/ 16 Мастерство исполнителя 1 24.12.202 4 http://www.classicalmusiclinks.ru/ 17 Инструментальн ая музыка 1 14.01.202 5 18 Танцы, игры и веселье 1 21.01.202 5 19 [Музыка на войне, музыка о войне 1 28.01.202 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a35116 20 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов 1 04.02.202 5 https://resh.edu.ru/subject/6/ 21 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных 1 11.02.202 5 https://www.youtube.com/watch?v=F_11t8V71xc https://www.youtube.com/watch?v=D3lYhj0TCvE https://www.youtube.com/watch?v=HNkWhSF3PAA Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e92bb6 https://m.edsoo.ru/f5e986ce http://opera.r2.ru/ http://booksite.ru/gavrilin/ http://www.classicalmusiclinks.ru/ композиторов 22 Образы других культур в музыке русских композиторов 1 18.02.202 5 23 Славянские мотивы в творчестве зарубежных композиторов 1 25.02.202 5 http://www.chopin.pl/ 24 [Религиозные праздники 1 04.03.202 5 https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music 25 Троица 1 11.03.202 5 https://www.youtube.com/watch?v=JEuXtaQfALg t=291s 26 Сюжет музыкального спектакля 1 18.03.202 5 http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php 27 Сюжет музыкального спектакля 1 01.04.202 5 http://www.opera.km.ru/ 28 Кто создаёт музыкальный спектакль 1 08.04.202 5 http://www.belcanto.ru/ 29 Исполнители современной музыки 1 15.04.202 5 http://music.edu.ru/ 30 Электронные музыкальные инструменты 1 22.04.202 5 http://www.obsolete.com/120_years/ 31 Исполнители современной музыки 1 29.04.202 5 http://songkino.ru/ 32 Особенности джаза 1 06.05.202 5 http://www.plus-msk.ru/ 33 Ритм 1 13.05.202 5 34 Интонация 1 20.05.202 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 http://burskytest.narod.ru/main.html https://www.youtube.com/watch?v=xzm7N2wEKlU http://burskytest.narod.ru/main.html https://www.youtube.com/watch?v=DVW7dc-yxns 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Край, в котором ты живёшь 1 2 Первые артисты, народный театр 1 3 Русские народные музыкальные инструменты 1 4 Жанры музыкального фольклора 1 5 Фольклор народов России 1 6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов 1 7 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов 1 8 Композиторы – детям 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 04.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/main/228399/ https://resh.edu.ru/subject/6/4/ 11.09.2024 https://rutube.ru/video/a72c3047486ea0e1a4196d1fcbe0a046/ https://rutube.ru/video/9c4de5106093dbb9963dd6c3cf1c633e/ 18.09.2024 25.09.2024 02.10.2024 09.10.2024 16.10.2024 23.10.2024 https://www.youtube.com/watch?v=NNjPksiKvrw https://www.youtube.com/watch?v=7aUVVQGfqfQ https://www.youtube.com/watch?v=5_e_zGpKFzI t=37s https://resh.edu.ru/subject/lesson/5273/main/55047/ http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.html https://resh.edu.ru/subject/6/4/ Дополнительная информация 9 Оркестр 1 10 Вокальная музыка 1 11 Инструментальная музыка 1 12 Программная музыка 1 13 Симфоническая музыка 1 14 Русские композиторыклассики 1 15 Европейские композиторыклассики 1 16 Мастерство исполнителя 1 17 Искусство времени 1 18 Музыка стран ближнего зарубежья 1 19 Музыка стран ближнего зарубежья 1 20 Музыка стран дальнего зарубежья 1 30.10.2024 06.11.2024 13.11.2024 20.11.2024 27.11.2024 04.12.2024 11.12.2024 18.12.2024 25.12.2024 15.01.2025 22.01.2025 29.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98bb0 https://resh.edu.ru/subject/6/4/ https://www.youtube.com/watch?v=zTrFS_Z2GTg https://www.youtube.com/watch?v=z1_IOwVE7vA https://www.youtube.com/watch?v=a4T-rVQauF8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e942cc https://resh.edu.ru/subject/lesson/4610/start/63336/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e99ad8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98962 http://grenada.al.ru/enciklopedia/sg.html https://resh.edu.ru/subject/6/ https://resh.edu.ru/subject/6/ https://www.youtube.com/watch?v=-myO4EMIdjw 21 Музыка стран дальнего зарубежья 1 22 Религиозные праздники 1 23 Музыкальная сказка на сцене, на экране 1 24 Театр оперы и балета 1 25 Балет 1 26 Балет 1 27 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 1 28 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 1 29 Патриотическая и народная тема в театре и кино 1 30 Современные обработки классической музыки 1 31 Современные обработки 1 05.02.2025 12.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/6/ https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e93f52 19.02.2025 05.03.2025 12.03.2025 19.03.2025 02.04.2025 09.04.2025 16.04.2025 23.04.2025 07.05.2025 https://m.edsoo.ru/f5e96e50 https://www.youtube.com/watch?v=ld3OucJn29s t=87s https://rutube.ru/video/83f041feebd285b58005e9f54bafaca1/ https://www.youtube.com/watch?v=JPiE6uJqC5A http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php https://www.musica.ru/page/eor-school-world-of-music Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e98d86 http://www.obsolete.com/120_years/ https://resh.edu.ru/subject/6/4/ классической музыки 32 Джаз 1 33 Интонация 1 34 Музыкальный язык 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 14.05.2025 21.05.2025 21.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e95050 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9a154 https://www.youtube.com/watch?v=DVW7dc-yxns УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. / «Издательство «Просвещение», 2022 • Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. / «Издательство «Просвещение», 2022 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Федеральная рабочая программа НОО | Музыка. 1–4 классы. - Институт стратегии развития образования. – 2023 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1-4 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Фонохрестоматия. 1-4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.:Просвещение, 2019. – электрон. опт. диск (CD-ROM) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. -М.: Просвещение, 2022 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru 5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september. 7. Российская Электронная Школа Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с ЗПР использование доступных музыкальных инструментов (бубен, барабан, маракас и др.), а также оснастить кабинет воспроизводящим, звукоусиливающим оборудованием. музыкальные инструменты (фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор); комплект детских музыкальных 44 инструментов (блок-флейта, глокеншпиль/трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны; свистульки, деревянные ложки); технические средства обучения; экранно-звуковые пособия. 45