Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО Школьным педагогическим советом Протокол №1 от «30» августа 2024 г. _________Е.А. Дунаева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МОУ «Деевская СОШ» ________Л.В. Болотова «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Деевская СОШ» ________ А.А.Жолобов «02» сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир информационных технологий» технической направленности (структурное подразделение МОУ «Деевская СОШ» - Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации программы: 2024-2025 уч.г. Трудоемкость программы: 72 ч. Форма обучения: очная Уровень сложности: базовый Автор-разработчик: педагог дополнительного образования А.Л. Бычкова Пояснительная записка Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018; 3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция); 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 7. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442; 10. Уставом МОУ «Деевская СОШ». Направление программы – техническое, уровень – базовый. Актуальность программы Алгоритмизация и программирование - это наиболее важный раздел курса «Информатика и ИКТ», изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования. Новизна программы Программа является тематической и составлена как дополнение к программе «Информатика и ИКТ» для 9 класса на основе программы «Основы программирования», изданной в сборнике «Программы и планирование. ФГОС. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», составитель М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, Н.Н. Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Педагогическая целесообразность программы. Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса, предназначен для развития навыков алгоритмического мышления. Курс последовательно и целенаправленно вовлекает учащегося в процесс самостоятельного и осмысленного составления законченных алгоритмов и программ, вырабатывает необходимые составляющие алгоритмической и программистской грамотности: ясный и понятный стиль, надежность и эффективность решений, умение организовать переборы и ветвления Основные цели: • создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и инфор- мационных технологий, развивать алгоритмическое мышление обучающихся ,познакомить со спецификой профес- сии программиста. В ходе ее достижения решаются задачи: Обучающие: • обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям; • освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием языков программирование высокого уровня Basic и Pascal; • обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности;Воспитательные: • воспитывать интерес к занятиям информатикой; • воспитывать культуру общения между учащимися; • воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером; • воспитывать культуру работы в глобальной сети; • воспитание целеустремленности и результативности в процессе решении учебных задач; Развивающие: • развивать познавательный интерес школьников; • развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся; • развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации; • развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе. Особенности программы: Особенностью программы является еѐ личностноориентированная направленность. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха. Срок реализации программы – 1 год Объем программы -72 часа Режим работы: занятия проводятся во внеурочное время:2 час в неделю. Продолжительность каждого занятия – 45 мин. Наполняемость группы – не более 15 человек. Основными принципами, заложенными в программу являются:: 1. Индивидуальное обучение. Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объѐме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия. 1. Обучение в активной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, решая большое количество задач по каждой теме, общаясь в парах и группах друг с другом. 2. Преемственность. Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия. 1. Целостность и непрерывность. Данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается закрепление и расширение вводного, ознакомительного обучения школьников в 8-м классе, предваряющего более глубокое изучение предмета в 10-11 (профильные курсы) классах. 2. Практико-ориентированность. Обеспечивается отбор содержания, направленный на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. 3. Принцип дидактической спирали. Как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. 4. Принцип развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Прогнозируемые результаты освоения программы Личностные: проявлять широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к ин- формации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные: владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов; владение стандартными приѐмами написания на языке программирования программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения языке; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ. Условия достижения поставленных задач и цели Для достижения поставленных задач занятия проводятся в форме от простого к сложному. Учащиеся вспоминают свои знания по алгоритмизации и на их основе учатся составлять программы в среде QBASIC и PASCAL. При разработке программы учитывался возраст учащихся, используется сочетание теоретического материала с практическим занятием на компьютере. Для практической работы на каждом компьютере установлена среда QBASIC, Turbo Pascal 7.0 и ABCNet Pascal, где учащиеся могут реализовать свои программы и посмотреть результат их выполнения. Ожидаемые результаты и способы их проверки обучающиеся должны: объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов; узнать основные типы данных и операторы (процедуры) для QBASIC и PASCAL; уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы; уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи; уметь строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, умение переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты; Формы и методы проведения занятий формы организации деятельности учащихся: групповые звеньевые индивидуальные индивидуально-групповые используемые технологии обучения лекционно-семинарская блочно-модульная формы организации занятий: беседа лекция семинарские занятия практические занятия на компьютере Весь курс построен на основе дифференцированного и системнодеятельностного подхода. Теоретическая работа чередуется с практической. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы; внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума. Оценка достижений обучающихся: текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьникамипрактических заданий, итоговый контроль осуществляется путем составление программ. Учебно-тематический план № раздела 1 2 3 4 Раздел Алгоритмика Линейные программы Ветвящиеся алгоритмы Циклические алгоритмы Итого Резерв Количество часов 12 20 16 22 72 2 Теория Практика 8 2 2 4 16 4 18 14 18 50 Содержание программы ( по разделам) № заня ти я 1 Раздел, тема занятия Содержание Инструктаж ТБ. Знать по ТБ в кабинете информатики. Алгоритмы вокруг нас Алгоритм, способы записи алгоритмов, применение алгоритмов Форма Лекция Требования к уровню за-нятия подготовки учащихся (метапредметные/ предметные) Формирование представления об ос изучаемых понятиях: информация, алгоритм – и их свойствах. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Умение формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа вопросы р 2 Алгоритмич еские структуры 3 Линейная структура 4 Практическа я 5 6 Виды алгоритмически х структур: линейные, с ветвлением, циклические Научиться записывать алгоритмы Группов разными способами, придумывать ое и задачи по управлению учебными индивид исполнителями, выделять примеры уальное ситуаций, которые могут быть занятие описаны с помощью линейных алгоритмов, преобразовывать практическую задачу в образовательную алгоБлокритмическая – схема Знание алгоритмических линейного алгоконструкций. Формирование Лекция навыков ритма сотрудничества планирования и регуляции своей деятельности Составлять блок –расхемы бота линейных алгоритмов Семинар Знание алгоритмических конструкций. / практич Умение ставить и формулировать пр еское занятие исходных данных, формирование адекватногопонимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности Лекция, Знание алгоритмических Алгоритмиче Блок – схема алгоритма светвлением практич конструкций. ская Умение составлять алгоритмы с еское структура с занятие ветвлениями поуправлению ветвлением учебным исполнителем Практическа Составлять Ставить и формулировать я блок–схемы ра-бота раз- Практиче проблемы, формулировать ское ветвляющихся собственное мнение и позицию. занятие алгоритмов Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. 7 8 9 Знакомство с Алфавит, языком тип Q ы Лекция, BASIC вел практич (PASCAL) ичин,функции еское занятие Умение формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, слушать собеседника, задавать вопросы. Научиться определять виды исполнителей, составлять простейшие алгоритмы на естественном языке Структура проЗаголовок граммы Научиться записывать алгоритм при Практиче помощиблок - схем программы, идентификаторы ское занятие переменных. раздел описания переменных, раздел операторов Первая Ввод исходных Практиче Анализировать изменение значений программа данных, вывод величин при ское Исполнение и результатов занятие пошаговом выполнении алгоритма отладка. 1011 Арифметиче Арифметически ские й операторприсваивания Практи ских Использовать установленные выражения. За-пись арифметичевыражений на языке програмческое правила в контроле способа программиро вания. занятие решения задачи 12 Программиро вание линейных алгоритмов. Примеры простейших программ. Тип переменных Integer. Операторы ввода, вы- вода, Лекция, практич еское занятие Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, получать и обрабатывать информацию, научиться составлять линейные алгоритмы 13 1415 16 17 18 присваивания. Нахождение суммы, разности, произведения двух целых чисел Программиро Типы Ставить и формулировать проблемы, Практиче формулировать собственное мнение вание переменных. линейных ал- Очистка экрана. ское и позицию, ориентироваться в занятие горитмов. Нахождение разнообразии способов решения значения задач выражений, содержащих дробь и квадрат выражений Решение Составление и тестирование Прак Уметь программ. планировать свою работу, сос задач. тичес трудности в работе кое занятие Лекция, Целочисл Функции div и mod («\» иmod). Анализировать изменение значений практич енные величин припошаговом выполнении еское функции алгоритма занятие Решение Составление и тестирование Уметь программ. планировать свою работу, сос Практиче задач на трудности в работе ское целочисленну занятие ю арифметику Зачет по Самостоятельно Уметь планировать свою работу, Практиче линейным е составление составлять и тестирование программ. план и ское алгоритмам. последовательность действий, занятие выделять трудности в работе. Решать вычислительные задачи (уровень: для начинающих). 19 20 21 22 23 Практиче Уметь планировать свою работу, Условный ское оператор. составлять план и занятие. Форматызаписей последовательность действий, выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Организация Решение задач с Практиче Уметь планировать свою работу, простейших использованием ское составлять план и занятие. ветвлений условного последовательность действий, оператора выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Решение Решение задач Уметь планировать свою работу, задач Практиче составлять план и ское последовательность действий, занятие. выделять трудности в работе, программировать ветвящиеся алгоритмы Зачет по Самостоятельно Уметь планировать свою работу, Практиче алгоритмам е составление составлять и тестирование программ. план и ское ветвления последовательность действий, занятие. выделять трудности в работе. Решать вычислительные задачи (уровень: для начинающих) Программиро Виды циклов, Лекция, Ставить и формулировать вание формат записи проблемы, формулировать Программир ование ветвя щихся алгоритмов. циклических алгоритмов 2425 26 Решение простейших задач Программир ование циклических алгоритмов цикла с параметром практиче ское занятие. Операторы цикла Практиче с параметром ское («пересчет»). занятие. Лекция, Виды циклов, практич формат записи цикла с пост- и еское предусловием. занятие. собственное мнение и позицию Знать форматы записей различных видов циклов Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением Уметь планировать свою работу, сос задачи для реализации циклических алгоритмов Решение простейших задач Операторы 33 Зачет по массивам Самостоятельно е 34 Резерв (2 часа) 2728 29 30 31 32 Уметь решать простейшие программы для реализации Практиче лов циклических алгоритмов, вносить «ДО ское коррективы в занятие. не- обходимые » и действие после его завершения на «ПОСЛЕ». основе его оценки и учета сделанных ошибок Уметь планировать свою работу, сос Зачет по Самостоятельно Практиче план и последовательность циклическим е составление и тестирование программ. ское алгоритмам. занятие. действий, выделятьтрудности в работе Массивы. Лекция, Уметь планировать свою работу, сос Объявление практич трудности в работе массива. еское Области занятие. практического применения. Оператор случайных чисел. Способы Лекция, Уметь планировать свою работу, сос Одномерные массивы. заполнения. практич план и последовательность еское действий, выделятьтрудности в занятие. работе Способы Лекция, Уметь планировать свою работу, сос Двумерные заполнения. практич трудности в работе массивы. еское занятие. цик Уметь планировать свою работу, сос Практиче составление и тестирование программ. трудности в работе ское занятие. Итого: 72 часа Учебно-методическое сопровождение 1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ -9 класс» (БИНОМ. Лаборатория знаний - 2010). 2. Попов В. Б., Turbo Pascal для школьников. Версия 7.0 [Текст] : учеб. пособие для высших и сред. пед. учеб. заведений и общеобразовательных учеб. заведений физико-математического профиля / В. Б. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 463 с. 3. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010. 4. Сайт acmu.ru (решение олимпиадных задач) Календарно-тематическое планирование № Месяц Число Форма Колп\п занятия во часов 1 3 Теория 1 Тестирование 1 Алгоритмические структуры. Тестирование 1 Линейная алгоритмическая структура. Линейная алгоритмическая структура. Практическая работа «Составлять блок – схемы линейных алгоритмов». Практическая работа «Составлять блок – схемы линейных алгоритмов». Алгоритмическая структура с ветвлением. Беседа Алгоритмическая структура с ветвлением. Практическая работа «Составлять блок– схемы разветвляющихся алгоритмов». Практическая работа «Составлять блок– схемы разветвляющихся алгоритмов». Тестирование 4 Теория 1 3 10 1 4 11 5 17 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 6 18 Теория/ практика 1 7 24 Теория/ практика 1 8 25 Теория/ практика 1 Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 Теория/ практика 1 9 1 10 2 11 октябрь 8 12 9 Форма контроля Инструктаж по ТБ. Алгоритмы вокруг нас. Инструктаж по ТБ. Алгоритмы вокруг нас. Алгоритмические структуры. 2 сентябрь Тема занятия 1 1 Тестирование Беседа Тестирование Практика Практика Беседа Практика Практика 17 13 1 Знакомство с языком QBASIC (PASCAL). 1 Знакомство с языком QBASIC (PASCAL). 1 Знакомство с языком QBASIC (PASCAL). Знакомство с языком QBASIC (PASCAL). Структура программы. 15 14 16 15 22 16 23 17 29 18 19 30 5 20 6 21 1 1 1 1 1 1 12 22 1 13 23 ноябрь 1 19 24 1 20 25 26 26 27 1 1 Структура программы. Первая программа. Исполнение и отладка. Первая программа. Исполнение и отладка. Арифметические выражения. Запись арифметических выражений на языке программирования Арифметические выражения. Запись арифметических выражений на языке программирования Арифметические выражения. Запись арифметических выражений на языке программирования Арифметические выражения. Запись арифметических выражений на языке программирования Программирование линейных алгоритмов. Программирование линейных алгоритмов. Лекция, беседа (вопрос/ответ) Лекция, беседа (вопрос/ответ) Тестирование Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование 18 27 3 28 4 29 1 1 1 10 30 1 11 декабрь 31 1 17 32 1 18 33 24 34 35 25 1 1 Целочисленные функции. Решение задач на целочисленную арифметику. Решение задач на целочисленную арифметику. Зачет по линейным алгоритмам. Зачет по линейным алгоритмам. Организация простейших ветвлений. Организация простейших ветвлений. Организация простейших ветвлений. Организация простейших ветвлений. Решение задач. 1 Решение задач. 1 1 14 36 1 15 37 январь 38 22 39 28 40 29 41 4 42 февраль 43 44 21 5 11 12 Программирование линейных алгоритмов. Программирование линейных алгоритмов. Решение задач. Составление и тестирование программ Решение задач. Составление и тестирование программ Решение задач. Составление и тестирование программ Решение задач. Составление и тестирование программ Целочисленные функции. 1 1 1 1 1 1 Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование 19 45 18 46 19 47 25 48 26 49 1 1 1 1 1 4 50 1 5 51 1 11 52 1 март 53 12 18 54 19 55 1 1 1 25 56 1 26 57 1 апрель 58 1 2 1 Зачет по алгоритмам ветвления. Зачет по алгоритмам ветвления. Программирование циклических алгоритмов Программирование циклических алгоритмов Решение простейших задач. Операторы цикла спараметром («пересчет»). Решение простейших задач. Операторы цикла спараметром («пересчет»). Решение простейших задач. Операторы цикла спараметром («пересчет»). Решение простейших задач. Операторы цикла спараметром («пересчет»). Программирование циклических алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов. Решение простейших задач. Операторы циклов «ДО» и «ПОСЛЕ». Решение простейших задач. Операторы циклов «ДО» и «ПОСЛЕ». Решение простейших задач. Операторы циклов «ДО» и «ПОСЛЕ». Решение простейших Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование 20 61 15 1 задач. Операторы циклов «ДО» и «ПОСЛЕ». Зачет по циклическим алгоритмам Зачет по циклическим алгоритмам Массивы. 62 16 1 Массивы. 1 Массивы. 1 1 Массивы. Одномерные массивы. 1 1 Одномерные массивы. Двумерные массивы. 1 1 1 1 1 72 Двумерные массивы. Зачет по массивам. Зачет по массивам. Резерв. Резерв. 59 60 63 8 9 22 64 65 23 66 67 30 68 69 май 70 71 72 ИТОГО 7 13 14 20 21 29 6 1 1 Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Лекция (вопрос/ответ) Тестирование Зачет Зачет Экзамен Экзамен 21 Методическое обеспечение Сборники типовых экзаменационных вариантов от ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Материально - техническое обеспечение: персональный компьютер, проектор, маркерная доска, маркеры. Программное обеспечение: операционная система Windows, Microsoft Office, OpenOffice, PascalABC.net, алгоритмический исполнитель Робот. 22 Список использованной литературы 1. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты. С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2021. 2. Информатика и ИКТ. Евич Л.Н. Издательство: Легион, 2021 г. 3. Информатика: Новый полный справочник. /О.Б. Богомолова. – Москва: Издательство АСТ, 2020. 4. Денис Ушаков: Информатика. Сборник заданий с решениями и ответами для подготовки. Издательство АСТ, 2021. 23