Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО Школьным педагогическим советом Протокол №1 от «30» августа 2024 г. _________Е.А. Дунаева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МОУ «Деевская СОШ» ________Л.В. Болотова «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Деевская СОШ» ________ А.А.Жолобов «02» сентября 2024г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы в школе» (структурное подразделение МОУ «Деевская СОШ» - Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации программы: 2024-2025 уч.г. Трудоемкость программы: 39 ч. Форма обучения: очная Уровень сложности: стартовый Автор-разработчик: педагог дополнительного образования Р.А. Ахмадиев 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА Направленность программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» (далее программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана с учетом: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018; 3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция); 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 7. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442; 10. Уставом МОУ «Деевская СОШ». Программа разрабатывалась педагогом с учетом проекта Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Актуальность программы. В начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. С появлением шахмат в жизни ребенка позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Отличительной особенностью программы является то, что шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат). Программа «Шахматы в школе» имеет стартовый уровень сложности. Адресат программы. Программа адресована детям от 7 до 11 лет, состав группы до 10 человек. Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления родителей (законных представителей). Объем программы. 39 часов. Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Формы обучения – очная. Программа состоит из системы развивающих упражнений, вспомогательных заданий, игр, конкурсов, викторин, турниров, соревнований. Срок освоения программы: 1 учебный год. Режим занятий. Занятия по программе «Шахматы в школе» проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с обязательным перерывом (не менее10 мин.) между занятиями. Исходя из СП 2.4-3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность одного часа занятий для учащихся 6-17 лет – 45 минут. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цели программы – формирование у учащихся устойчивой мотивации к игре в шахматы; освоение учащимися базовых знаний, умений и навыков игры в шахматы. Развитие и совершенствование умений и навыков учащихся в области игры в шахматы, формирование навыков игры на уровне практического применения, профессиональная ориентация учащихся. Создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Обучающие: 1. научить детей владеть знаниями о шахматах, правилах игры, стратегии и тактике. 2. научить применять шахматные часы. 3. дать возможность применить на практике полученные знания о шахматной стратегии и тактике. 4. создать условия для усвоения новой информации и овладения навыков игры. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. Развивающие: способствовать развитию логического и аналитического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. формировать навык планирования пути для достижения поставленной цели. развивать познавательный интерес к игре в шахматы, ее теоретическим аспектам. создать условия для развития активной, творчески развитой личности. развивать умения высказывать свою точку зрения. Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к изучаемому предмету; развивать личностные качества: дисциплинированность, спокойствие, уравновешенность, твѐрдость и решительность; воспитывать умение культурного общения и поведения в коллективе; формировать сознательную дисциплину и вырабатывать нормы поведения учащихся; побуждать к высокой творческой активности при выполнении поставленных задач. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Учебный план № п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. НАЗВАНИЕ ТЕМЫ 1.Правила игры. Входящая диагностика. Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика. Закрепление изученного материала. 2. Как научиться играть в шахматы. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. Как изучать миттельшпиль Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего 20 1 Теория 5 1 Практика 15 0 Тестирование 4 1 3 Наблюдение 4 1 3 4 1 3 4 1 3 3 0 3 15 4 11 4 1 3 4 1 3 4 1 3 3 1 2 3.0 ценность фигур. Промежуточная аттестация ИТОГО: 3 39 0 Тест, турнир 3 9 30 1.3.2. Содержание программы 1. Правила игры Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры. 2. Как научиться играть в шахматы Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика. 3.Особенности фигур Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка. Практика: Игровая практика. Дидактические задания и игры. 4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели. Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика. Дидактические задания и игры. 5.Как разыгрывать дебют Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырѐх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте. Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур. Игровая практика. Дидактические задания и игры. 6.Различные виды преимущества Теория: Материальное преимущество. Позиционное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля. Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика. 7. Участие в турнирах. Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения. Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина. 8. Промежуточная аттестация. Промежуточную аттестацию по образовательной программе педагог проводит в конце года в форме теста. Практика: Промежуточная аттестация. Выявление уровня усвоения знаний и умений по программе «Шахматы в школе» 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения данного курса у учащихся будут сформирована следующая группа результатов. Предметные результаты: Ученик будет: - знать правила игры в шахматы - знать три этапа партии; - знать методы реализации материального и пространственного преимущества; - знать и уметь соблюдать правила этапов шахматной партии; - уметь ставить мат разными способами и фигурами; - владеть записью партий и задач. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Учащийся научится: - организовывать свое учебное место; - планировать свою деятельность в ходе занятий; - оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: Учащийся научится: - самостоятельно анализировать, сравнивать, группировать информацию; - находить ответы на вопросы, решать проблемы, возникающие в процессе учебного занятия; - передавать содержание полученной информации в сжатом или развернутом виде; - планировать свою работу по овладению новыми навыками. Коммуникативные УУД: Учащийся научится: - участвовать в диалоге с другими учащимися, педагогом; - оформлять свои мысли и высказывать их в доступной для всех форме; - отвечать на вопросы по теме в выбранном виде деятельности; - слушать и понимать педагога и других учащихся; Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: - мотивация к ведению здорового образа жизни; - познавательный интерес к избранному виду спорта; - коммуникативные навыки позитивного общения с педагогом и другими участниками образовательного процесса; - объективная самооценка собственных действий и достижений. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарно-тематическое планирование № п /п Месяц Число Форма Кол-во занятий часов 1 5 2 12 сентябрь 3 19 4 26 5 3 6 октябрь 10 7 17 8 24 9 31 10 7 11 ноябрь 14 12 21 13 28 14 5 15 декабрь 12 16 19 17 26 18 16 19 январь 20 21 22 23 30 февраль 6 13 Теория / практ ика Теори я/ практ ика Теори я/ практ ика Теори я/ практ ика Теори я/ практ ика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 Темы занятий Тема№1 Правила игры. Входящая диагностика. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Форма контроля Собеседование.Те 1 Тест 1 Тема№1 Правила игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков.Шахматная позиция. 1 1 1 1 1 Тема№1Правила игры. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактическиезадания и игры. Шахматная нотация. Запись партии. 1 1 1 1 Тема№1Правила игры. Пат. Ничья. Рокировка. 1 Тест/ турнир 1 1 1 Тема№1Правила игры. Превращение пешки. Взятие на проходе. 1 1 1 1 Тема№1Правила игры. Игровая практика. Закрепление изученного материала. 1 1 Тема№2 Как научиться играть в шахматы Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать 23 20 24 27 25 6 26 март 13 27 20 28 27 29 3 30 10 апрель 31 17 32 24 33 15 34 май 22 35 29 37 6 38 июнь 39 13 20 ИТОГО Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика Теория/ практика 1 эндшпиль. 1 1 1 1 1 Тема№2 Как научиться играть в шахматы Как изучать миттельшпиль 1 1 1 1 Тест/ турнир Тема№2 Как научиться играть в шахматы Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. 1 1 1 1 Тема№2 Как научиться играть в шахматы Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 1 1 39 Промежуточная аттестация 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы в школе» проводятся на базе структурного подразделения МОУ «Деевская СОШ» - Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Занятия организуются в кабинете «Шахматы», соответствующем требованиям САНПиН и техники безопасности. В кабинетах имеется следующее учебное оборудование: - шахматные наборы (доски и фигуры) 10 шт. - Шахматные часы 4 шт. - Демонстрационная доска 1 шт. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, образование высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, курсы переподготовки соответствующие профилю программы дополнительного образования, без предъявления требований к стажу работы. Методическое обеспечение. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Информационно-методическое обеспечение: Барский Владимир. Шахматная школа: учебник для младших классов / Владимир Барский -Москва: Поляндрия: Библиотека РШФ, 2016. — 96 с. Волкова Е. Прудникова Е. Шахматы с енотом: Рабочая тетрадь № 1,2 (для детей от 3 лет) / Волкова Екатерина, Прудникова Екатерина Москва: Манн,Иванов и Фербер,2018 -128 с. Издание всероссийского шахматного клуба: Программа подготовки шахматистов 4-3 разрядов /Москва: Московская правда 1969г Д.С. Иващенко .Сборник шахматных комбинаций/ Иващенко Д.С – Киев: Роднянская школа 1988г В.А.Пожарский. Шахматы: путь к мастерству/В.А Пожарский-Ростов н\Д:Феникс 2010г Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М.Просвещение, 2017. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше,чем папа!-Москва: Издательство АСТ,2018-207с. 2.2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В учебно-воспитательном процессе используются элементы педагогических технологий проблемного обучения (на занятиях создается проблемная ситуация, которая активизирует познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон), модульного обучения, дифференцированного и индивидуализированного обучения, разноуровнего обучения, игровые технологии (используются, как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания учащихся). Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит в теоретической и практической формах. В основе построения Программы лежит индивидуальный подход к обучению ребенка, имеющего два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учѐтом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого учащегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребѐнка младшего школьного возраста и подростка с учетом природных, физических и психических свойств личности. Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. Формы работы с родителями: индивидуальная, групповая, коллективная Методы обучения: - словесный: устное изложение, беседа, анализ. - наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу. - практический: тренировочные упражнения, практическая работа. Средства обучения - визуальные: мультимедиа материалы, натуральные объекты. - аудиовизуальные: фильмы, видео сюжеты. Специфика структуры занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. - Вводная часть занятия включает в себя организацию начала занятия, сообщение темы и плана занятия, проверку имеющихся у детей знаний и умений и их подготовка к изучению новой темы. - Основная часть занятия предполагает ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях. - Заключительная часть занятия представляет собой подведение итогов занятия, формулирование выводов. . 2.3.ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации МОУ «Деевская СОШ». Для определения фактического состояния образовательного уровня учащихся проводится промежуточная аттестация. Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В целях определения результатов и качества освоения программы необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся. Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в протоколы промежуточной и итоговой аттестации. Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости Виды аттестации, сроки проведения Текущий контроль успеваемости. Входящая диагностика. Сентябрь Текущий контроль успеваемости на каждом занятии. В течение года Цель Содержание Форма проведения Критерии Определить Знание фигур, Тестирование исходный их 0-2 балла – Н уровень перемещения 3-4 балла – С подготовленности на шахматном 5-6 баллов – учащихся поле. В Определить уровень понимания изучаемого материала и уровень приобретенных умений и навыков Промежуточная Определить Аттестация. уровень усвоения программного апрель материала за полугодие Знание Наблюдение, основных рефлексия шахматных фигур, их расположение, особенности и передвижение на поле Знание перемещения шахматных фигур на поле, знание Тест Турнир Таблица наблюдения Таблица оценки результатов соревнований В- 34-25б., основных понятий, правил игры в шахматы, тактических приемов С- 24-17 б., Н- 16-0б. Описание контрольно-измерительных материалов программы «Шахматы в школе» Предмет оценивания Формы и методы оценивания Тестирование Характеристика оценочных материалов Оценка теоретических знаний о шахматах: Знания о доске, фигурах. 1. Определение исходного уровня подготовки учащихся 6 Личностные и метапредметные результаты Наблюдение Оценка сформированности личностных и метапредметных результатов 7 Определение уровня освоения образовательной программы Тестирование Оценка теоретических знаний и практических умений Шахматный турнир Показатели оценивания Критерии оценивания Вид аттестации - Знание фигур 2 балла – Низкий Входящая - Умение уровень диагностика. Текущий правильно 3-4 балла – контроль расставить фигуры Средний уровень на доске 5-6 баллов – - Умение Высокий уровень правильно передвигать фигуры на доске - Личностные Подробнее в Текущий контроль результаты. Приложении 1 - Регулятивные результаты - Познавательные результаты - Коммуникативные результаты - Теоретические Промежуточный Промежуточная уровень освоения знания (по аттестация программы основным разделам В- 34-25б., С- 24-17 б., учебноН- 16-0б. тематического плана программы) - Владение специальной терминологией - Владение игровыми навыками - координация на игровом поле 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно – правовые документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graphkremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Приказ Министерства образования, науки и молодѐжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года No214-п; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70731954/ 5. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/ 6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.: Просвещение, 2009. 8. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/ 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf 10. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» // Зарегистрирован 15.03.2018// Список литературы для педагога 1. Авербах, Ю. Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л. Авербах. - М.: Человек, 2012. 320 c. 2. Гулиев, С. РШД.ВШМ.Владимир Крамник.Избранные партии 14-го чемпионата мира по шахматам / С. Гулиев. - Москва: Мир, 2015. 343 c. 3. Калиниченко, Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: ГрандФаир, 2011. - 185 c. 4. Лонгригг, Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c. 5. Авербах, Ю.М. Шахматный самоучитель / Ю.М. Авербах. – М.: Советская Россия, 2018 6. Авербах, Ю.М. Школа эндшпиля / Ю.М. Авербах. – М.: Тера-спорт, 2016 7. Авербах, Ю. М. Школа середины игры / Ю.М. Аврбах. – М.: 2018с. 8. Веселы, И. Шахматный букварь / И. Веселы. – М.: Просвещение, 2016. 9. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 2018. 10. Костров, В. Шахматные тест партии. Полуоткрытые начала / В. Костров. – СПб., 2014. 11. Костров, В. Шахматные тест партии. Закрытые начала / В. Костров. – СПб., 2013. 12. Костров, В. 2012 шахматных задач. Часть 4 / В. Костров. – СПб., 2014 13.Костров, В. 2000 шахматных задач. Часть 2 / В. Костров. – СПб., 2014 14.Костров, В. Как играть шахматные окончания. Мастер – класс / В. Костров. – СПб., 2013. 15. Костров, В. Как играть шахматные окончания. Уроки мастерства / В. Костров. – СПб., 2013 16. Костров, В. Как играть шахматные окончания. 2-й год / В. Костров. – СПб., 2013 17. Костров, В. Как играть шахматные окончания. 1-й год / В. Костров. – СПб., 20013 18. Костров, В. 1000 шахматных задач 1-й год / В. Костров. – СПб., 2016. 19.Костров, В. 1000 шахматных задач 2-й год / В. Костров. – СПб., 2016. 20.Костров, В. 1000 шахматных задач 3-й год / В. Костров. – СПб., 2016. 21.Костров, В. Шахматный решебник A / В. Костров. – СПб., 2015. 22. Костров, В. Шахматный учебник 2 – 3 разряды / В. Костров. – СПб., 2013 23. Мультимедийная программа «Курс дебютов» [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Москва 2003. – 1 эл.отп.диск (CD-ROM). 24. Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам) [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Москва, 2002. – 1 эл.отп.диск (CD-ROM). 25. Мучник, Х.Л. Первые шахматные уроки / Х.Л. Мучник. М.: Воениздат, 2014 26. Пожарский, В. Школа шахмат / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2017 27.Пожарский, В. Школа шахмат в этюдах / В. Пожарский. – Ростов-наДону, 2017 28. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2018 29. Пожарский, В. Шахматный учебник / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2019 30. Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года) https://clck.ru/RE9tR 31. Сейраван, Я. Шахматный учебник стратегии / Я. Сейраван. – М., 2017 32.Смыслов, В.В. Тайны ладейного эндшпиля / В.В. Смыслов. – М., 2013 33.Сухин, И. Приключение в шахматной стране / И. Сухин. - М., 2013. 34.Шашин, Б.С. Пешки – душа шахмат / Б.С. Шашин. - М., 2012 35.«Шахматная тактика. Задачник по тактике для начинающих шахматистов"(L) (2000 - 2002) [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Москва, 2002. – 1 эл.отп.диск (CD-ROM). 36. Юдович, М.М. Занимательные шахматы / М.М. Юдович. – М.: ФИС, 2016 Список литературы для учащихся 1. Весела, И. Шахматный букварь / И. Венсела. – М.: Просвещение, 2013. – 150 с. 2. Гершунский, Б. Шахматы – школе / Б. Гершунский. – М.: Педагогика, 2014. 3. Гершунский, Б. Шахматы – школе / Б Гершунский. – М.: Педагогика, 2011 4. Гришин, В. Малыши играют в шахматы / В. Гришин. – М.: Просвещение, 2011 5. Зенков, Г. Первый шах / Г. Зенков. – Прокопьевск: Пласт, 2013. 6. Каган, И. В ваших руках короли / И. Каган. – Петрозаводск: Карелия, 2018 7. Каган, И. Шахматы для начинающих / И. Каган. – Петрозаводск: Карелия, 2017. 8. Костенюк, А. Как научить шахматам / А.Костенюк. – М., 2018. 9. Сухин, И. Приключения в шахматной стране / И. Сухин. – М.: Педагогика, 2013. 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Контрольно-измерительные материалы Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации МОУ «Деевская СОШ». Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится промежуточная аттестация. Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В целях определения результатов и качества освоения программы необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся. Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в протоколы промежуточной аттестации. Входящая диагностика. Цель: Определение уровня исходной подготовки учащихся. Время выполнения работы: Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 5 минут; Практическая работа – 20 минут; Совместное оценивание работ – 5 минут. На выполнение всей работы отводится – 30 минут. Подготовлены рабочие места для учащихся: простой карандаш. Учащиеся садятся на свои рабочие места. После инструктажа, каждому учащемуся выдается лист с заданиями. Практическая работа. Проводится в форме тестирования. Задание 1 – учащимся предлагается соединить изображения фигур с их названием Задание 2 – учащимся предлагается найти ошибки в расстановке фигур и исправить их. Задание 3 – учащимся предлагается показать стрелочками куда могут ходить фигуры. Так же на доске не хватает одной фигуры, необходимо дорисовать ее и показать куда она может сходить. Задание 1. Соедини фигуры с них названием Задание 2. Правильно ли стоят фигуры? Если ты нашел ошибки, исправь их стрелочками. Задание 3. Покажите линиями, куда может пойти каждая из этих фигур? Какой фигуры не хватает? Нарисуйте ее на доске и покажите, куда она может пойти. Лист контроля Фамилия, имя учащегося Критерии Сформированность Сформированность самостоятельности специальных ЗУНов (3-х бальная система) 1. 2. 3. 4. Критерии (3-х бальная система) Итог Уровень: В С Н Сформированность самостоятельности: 1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок. 2 – Средне самостоятельный, выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них. 3 – Высоко самостоятельный ребѐнок сам берется за выполнение любого задания. Сформированность специальных ЗУНов: 1 – Низкий уровень знаний: ребенок не разбирается в фигурах, теряется на шахматном поле. 2 – Средний уровень знаний: ребенок разбирается в фигурах и доске только с помощью педагога, совершает ошибки в расстановке фигур. 3 – Высокий уровень знаний: ребенок с легкостью называет фигуры, расставляет фигуры на доске и передвигает их. Итог: 2 балла – Низкий уровень 3-4 балла – Средний уровень 5-6 баллов – Высокий уровень Промежуточная аттестация Форма: тест, турнир Цель: Определить уровень усвоения программного материала за 1 год обучения. Время выполнения работы: Вводный инструктаж педагога об особенностях работы – 10 минут; Практическая работа – 35 минут; На выполнение всей работы отводится – 45 минут. Подготовлены рабочие места для учащихся: простой карандаш, ластик, листок с заданиями. Инструкция учащимся: На выполнение промежуточной аттестации для проверки уровня освоения теоретических знаний по программе «Шахматы в школе» отводится 45 минут. Аттестация включает 8 заданий. В задании № 1 предлагаются ответы, из которых правильным является только один. При выполнении этого задания обведите кружком номер выбранного ответа. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведѐнный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. В задании № 2 предлагаются ответы, из которых правильными являются несколько вариантов ответа. При выполнении этого задания поставьте галочку напротив выбранного ответа в специально отведѐнной графе. Если Вы отметили не тот номер, то зачеркните его крестиком, а затем галочку напротив правильного ответа. В задании № 3 необходимо сопоставить (подобрать)каждому названию из первого столбика соответствующее определение из второго. В задании №4 необходимо на строке под рисунком написать, какой тактический прием обозначен на рисунке выше. При выполнении этого задания ответ записывается в отведѐнном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите ниже новый. В задании №5 квадратик с цифрой – это фигура или несколько фигур, которые могли так ходить. Необходимо записать (зарисовать) ниже под своим порядковым номером, какая это фигура может быть. В заданиях №6 - №8 все передвижения фигур необходимо отмечать стрелочками прямо на шахматном этюде. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаѐтся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Задание учащимся: Тест 1. В какой стране появилась игра Шахматы? a) b) c) d) Индия Китай США Россия 2. Какие правила существуют в Шахматах? (Отметить галочкой все правильные варианты) № 1 2 3 4 5 Правило: ˅ «Тронул – ходи» Во время игры можно водить руками над доской Во время разыгрывания партии можно вести диалог Отпустил фигуру – ход сделан Если фигура сделала 10 ходов – она может стать ферзем 3. Соотнесите понятия. (Указать стрелочкой) 1 Шах А 2 Мат Б 3 Гарде В 4 Пат Г ситуация нападения на ферзя с неприятельской стороны с угрозой его взятия на следующем ходу ситуация нападения на короля с неприятельской стороны с угрозой его взятия на следующем ходу положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все еѐ фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причѐм король не находится под шахом. ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать 4. Какие тактические приемы изображены в этюдах? А) Б) В) 5. Какая фигура могла быть на доске вместо цифр? Записать (зарисовать) в поле ниже под своим номером. 6. Ход белых. Поставить мат в один ход. 7. Защититься от шаха тремя способами, обозначив каждый ход стрелочкой 8. В какую сторону может рокироваться белый король? Обозначить: → - первое перемещение фигуры - второе перемещение фигуры Критерии оценки: Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Правильный ответ (решение). Критерии оценивания а - Индия 1, 4 1-б, 2-г, 3-а, 4-в - вилочка - рокировка - связка 1) п, Л, Ф 2) п → Кн 3) К, Ф, Л 4) п, К, Ф, С 5) Ф, С 6) Ф, Л 7) п → С, Ф 8) п, К, Ф, Л 9) п → Ф, Л 1) Ф G4 2) пВ8 3) Л Е8→ Л D8 Уклон. Заслон. Захват угрожающей фигуры. Обращаем внимание, что от короля всегда идет прямая стрелочка, а от ладьи изогнутая. 1) Рокировка направо 2) Рокировка невозможна 3) Возможна в обе стороны 4) Рокировка направо Максимальный балл за выполнение задания 1 2 4 3 9 3 2 4 Критерии перевода баллов в уровень: В- 34-25б., С- 24-17 б., Н- 16-0б. Критерии оценивания шахматного турнира Высокий уровень: легко ориентируется в партии; быстро находит пути решения ситуации; видит возможности в партии; соблюдает правила игры; применяет различные приемы в игре; соблюдает последовательность этапов шахматной партии и их правила. Средний уровень: ориентируется в партии; допускает ошибки в правилах игры, при напоминании – исправляет; соблюдает последовательность этапов шахматной партии и их правила. Низкий уровень: слабо ориентируется в партии; допускает множество ошибок; долго думает, на замечания педагога не обращает внимания; Критерии перевода баллов в уровень: В- 3., С- 2б., Н- 1б. Диагностическая карта формирования универсальных учебных действий учащихся Познавательные универсальные учебные действия (учащийся научится) Самостоятельно анализировать, сравнивать, группировать информацию Находить ответы на вопросы, решать проблемы, возникающие в процессе учебного занятия Передавать содержание полученной информации в сжатом или развернутом виде Планировать свою работу по овладению новыми навыками Общий балл № Затрудняется анализировать, сравнивать, группировать информацию Самостоятельно находит ответы на поставленные педагогом вопросы, решает проблемы, возникающие в процессе учебного занятия Затрудняется самостоятельно находить ответы на поставленные педагогом вопросы и решать проблемы, возникающие в процессе учебного занятия Не находит ответов на поставленные педагогом вопросы, не может самостоятельно решить проблемы, возникающие в процессе учебного занятия Достоверно и в полном объеме передает содержание полученной информации в сжатом или развернутом виде Передает не в полном объеме содержание полученной информации в сжатом или развернутом виде Искажает содержание полученной информации, либо затрудняется ее передать Самостоятельно планирует свою работу по овладению новыми навыками Планирует с помощью педагога свою работу по овладению новыми навыками Не планирует свою работу по овладению новыми навыками 2 б. Анализирует, сравнивает и группирует полученную информацию с помощью педагога или других учащихся Самостоятельно анализирует, сравнивает и группирует полученную информацию Ф.И. учащегося 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 1 2 ИТОГО: 8-7 баллов – высокий уровень; 6-4 баллов – средний уровень; 0-3 балла – низкий уровень. № Организует свое учебное место с помощью педагога или других участников образовательного процесса Не соблюдает требования по организации своего учебного места Самостоятельно планирует свою деятельность в ходе занятий Затрудняется планировать свою деятельность в ходе занятий Педагог планирует деятельность за учащегося в ходе занятий Точно соотносит результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным педагогом Не всегда или с ошибками соотносит результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным педагогом Не соотносит результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным педагогом Объективно оценивает результаты своей деятельности Не всегда объективно оценивает результаты своей деятельности Необъективно оценивает результаты своей деятельности Ф.И. учащегося Самостоятельно организует свое учебное место Регулятивные универсальные учебные действия (учащийся научится) Организовывать свое учебное место Планировать свою деятельность в ходе занятий Соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным педагогом Оценивать результаты своей деятельности 1 2 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. ИТОГО: 8-7 баллов – высокий уровень; 6-4 баллов – средний уровень; 0-3 балла – низкий уровень. Общий балл № Испытывает некоторые затруднения в диалоге с другими учащимися и педагогом Испытывает значительные затруднения в диалоге с другими учащимися и педагогом Легко оформляет свои мысли и высказывает их в доступной для всех форме Испытывает незначительные затруднения при формулировке своих высказываний Испытывает значительные затруднения при формулировке своих высказываний Свободно отвечает на вопросы по теме в выбранном виде деятельности Испытывает незначительные затруднения, при ответах на вопросы по теме в выбранном виде деятельности Испытывает значительные затруднения, при ответах на вопросы по теме в выбранном виде деятельности Всегда слушает и понимает педагога и других учащихся Не всегда слушает и понимает педагога и других учащихся Редко слушает и понимает педагога и других учащихся Систематически высказывает аргументированное мнение Периодически высказывает аргументированное мнение Затрудняется высказывать аргументированное мнение Ф.И. учащегося Свободно участвует в диалоге с педагогом и другими участниками образовательного процесса Коммуникативные универсальные учебные действия (учащийся научится) Участвовать в диалоге с другими учащимися, педагогом Оформлять свои мысли и высказывать их в доступной для всех форме Отвечать на вопросы по теме в выбранном виде деятельности Слушать и понимать педагога и других учащихся 1 2 ИТОГО: 10-9 баллов – высокий уровень; 8-5 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. Высказывать аргументированное мнение 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. Общий балл Периодически участвует во в физкультурноспортивных, органзационно-массвых мероприятиях по ЗОЖ. Соблюдает режим дня. Редко участвует во в физкультурно-спортивных, органзационно-массвых мероприятиях по ЗОЖ. Нарушает режим дня. Демонстрирует живой интерес к избранному виду спорта (посещает соревнования, просматривает медийное пространство, делает обзор тематической литературы и периодических изданий) Периодически демонстрирует интерес к избранному виду спорта Не демонстрирует интерес к избранному виду спорта Приветливо общается со всеми участниками образовательного процесса. Легко вступает в диалог. Соблюдает правила речевого этикета. Приветливо общается со всеми участниками образовательного процесса. Не всегда готов вступать в диалог. Не всегда соблюдает правила речевого этикета. Не всегда готов к позитивному общению с участниками образовательного процесса. Нарушает правила речевого этикета. Всегда объективно оценивает собственные действия и достижения. Периодически объективно оценивает собственные действия и достижения. Затрудняется объективно оценивать собственные действия и достижения. № Всегда участвует во в физкультурно-спортивных, органзационно-массвых мероприятиях по ЗОЖ. Соблюдает режим дня. Личностные универсальные учебные действия (у учащегося будут сформированы) Мотивация к ведению здорового образа жизни Познавательный интерес к избранному виду спорта Коммуникативные навыки позитивного общения с педагогом и другими участниками образовательного процесса Объективная самооценка собственных действий и достижений 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 0 б. 1 2 ИТОГО: 8-7 баллов – высокий уровень; 6-4 баллов – средний уровень; 0-3 балла – низкий уровень. Общий балл № Ф.И. ребенка 1 2 Самостоятельно анализировать, сравнивать, группировать информацию Планировать свою работу по овладению новыми двигательными навыками Уровень сформированности УУД Организовывать свое учебное место Соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным педагогом Оценивать результаты своей деятельности Уровень сформированности УУД Участвовать в диалоге с другими учащимися, педагогом Оформлять свои мысли и высказывать их в доступной для всех форме Отвечать на вопросы по теме в выбранном виде деятельности Слушать и понимать педагога и других учащихся Высказывать аргументированное мнение Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) Регулятивные Коммуникативные Планировать свою деятельность в ходе занятий Уровень сформированности УУД Мотивация к ведению здорового образа жизни Коммуникативные навыки позитивного общения с педагогом и другими участниками образовательного процесса Объективная самооценка собственных действий и достижений Уровень сформированности УУД Личностные Познавательный интерес к избранному виду спорта Протокол оценки достижения метапредметных результатов Передавать содержание полученной информации в сжатом или развернутом виде Познавательные Находить ответы на вопросы, решать проблемы, возникающие в процессе учебного занятия