Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный музей (туристко-краеведческой направленности) структурное подразделение МОУ Деевская СОШ- Центр образования и циф

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Деевская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
Школьным педагогическим советом
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
_________Е.А. Дунаева

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОУ «Деевская СОШ»
________Л.В. Болотова
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Деевская СОШ»
________ А.А.Жолобов
«02» сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей»
туристско-краеведческой направленности
(структурное подразделение МОУ «Деевская СОШ» - Центр образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста»)
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 2024-2025 уч.г.
Трудоемкость программы: 72 ч.
Форма обучения: очная
Уровень сложности: стартовый
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Т.Н. Дунаева

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.2. Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты. Особое место в современных
общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям,
которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания
подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами
экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и
практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела
учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, материальные, художественные и культурные
ценности.
Закономерным итогом деятельности учащихся нередко становится
создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного
края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из
лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков,
объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их
родителей.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным
07.12.2018;
3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
4.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);
5.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;
7.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
общеобразовательных
программ
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3442;
10. Уставом МОУ «Деевская СОШ».
2.1. Направленность программы
Программа
«Школьный
музей»
имеет
туристко-краеведческую
направленность и предназначена для получения подростками дополнительного
образования в области музееведения, приобщения обучающихся к истории
родного края, воспитания гражданственности, патриотизма, развития навыков
проектно-исследовательской деятельности.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая
нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации
занятий по программе заключается во взаимосвязанности историкокраеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого
подхода создаѐт условия для комплексного изучения истории, культуры и
природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой
схеме даѐт возможность учащимся получать и расширить знания и
представления по истории, культуре, географии и природе родного края,
выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования,
изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе
практических занятий и в свободное время.
2.2
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
программы.
Новизна еѐ проявляется в том, что она предлагает более интересные,
интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьѐзного и трудного
материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует
индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается
работа с
высокомотивированными детьми по освоению ими основ
исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности
и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно
нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик
построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие
самоуправления и самостоятельности школьников. Определяется как
ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного
образования проблем. Актуальность может базироваться на анализе социальных
проблем, материальных научных исследований; на анализе педагогического
опыта, детского и родительского спроса, современных требований модернизации
образования, потребность общества и социальном заказе, потенциале
образовательной организации и т.д.
Педагогическая целесообразность
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и
воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
2.3. Отличительные особенности данной программы
Данный курс носит краеведческий характер. Строится с учѐтом авторских
научно-методических разработок.
Особое внимание уделяется разработке индивидуально-образовательных
маршрутов.
Кроме того, следует выделить базовые принципы, определяющие
особенность данной программы:
принцип интегративности(подразумевает объединение разрозненных
экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических
дисциплин в единое целое);
 принцип деятельностного подхода (знания открываются учащимися и
проверяются на практике);
 принцип
компетентностного подхода (под
компетентностью
понимается способность системно применять знания и умения для
самостоятельной и коллективной деятельности при решении проблем).
 принцип формирования духовно-нравственного мышления (создаются
условия для принятия учащимися духовно-нравственных ценностей, выработки
гражданской позиции, формирования ответственности за состояние
воспитательной среды, применения полученных знаний на практике);
 принцип активной жизненной позиции (знания, полученные на занятиях,
в музее используются для решения духовно-нравственных проблем через


инициирование и проведение социальных акций, направленных на улучшение
воспитательной среды).
2.4. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
стартового уровня «Школьный музей» рассчитана на работу с учениками
среднего школьного возраста 10-14 лет.
2.5. Формы обучения и режим занятий
Обучение по программе «Школьный музей» стартового уровня проводится
в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических
занятий: словесные (лекции – беседы), наглядные методы (просмотр
видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов,
фотографий и их анализ), практические методы (оформление фотоотчѐтов,
составление творческих отчѐтов, проектов, презентаций, экскурсии).
Режим и продолжительность учебных занятий в объединении – 2 часа в
неделю
Количество обучающихся в объединении в группе –15 человек
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по
группам, количество занятий в неделю, их продолжительность:
Год

1

Количеств
о
детей
в
группах

15

Общее
Продол
Общее
количество
жительнос количество
занятий
в ть занятия, часов
в
неделю
час
неделю
2

1

2

Общее
количеств
о часов в
год
72

2.6. Особенности организации образовательного процесса
Для
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе стартового уровня «Школьный музей»
принимаются все желающие.
Состав группы постоянный. Занятия по данной программе включают в
себя коллективную, групповую формы организации деятельности детей. Занятия
проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми
разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые

просветительные мероприятия. К ним относятся уроки, экскурсии по школьным
стендам, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам,
юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные
выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия. В настоящее время в
учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно
развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к
созиданию.
Виды деятельности:
- познавательная (получение первоначальных представлений о родном
крае и пр.)
- проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра
кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и
пр.)
- досугово-развлекательная
(фестивали,
национально-культурные
праздники, концерты, викторины и пр.);
- художественное творчество (уроки творчества, индивидуальные
выставки и пр.)
- социальное творчество (подготовка и рассылка праздничных открыток
для пенсионеров; участие в подготовке и проведении мероприятий,
посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с
общественными организациями патриотической и гражданской направленности,
детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с
тружениками тыла и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой
достойные примеры гражданственности и патриотизма)
- историко-краеведческая (историко-краеведческие экспедиции);
- исследовательская.
2.7.

Уровни содержания программы, объѐм и сроки ее реализации

Уровень содержания программы – ознакомительный. Для учащихся это
возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу дополнительного
образования, попробовать себя в разных видах деятельности. Краткосрочные
дополнительные программы дают детям возможность познакомиться с
разнообразием существующих практик, выбрать для себя то занятие, которое
ему по душе.
Программа «Школьный музей» ознакомительного уровня рассчитана на 1
год обучения с общим количеством учебных часов в год - 72 часов: два часа в
неделю.

2.8.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации
школьников средствами музея
- путем пробного погружения в предметную сферу создать активную
мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного
интереса
учащегося
и
обеспечения
им
овладения
элементарной
компетентностью, позволяющий ребенку сделать в дальнейшем осознанный
выбор в направлении своего дополнительного образования.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и
культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области:
- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и
хранения информации.
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- развить любознательность как основы мотивации к обучению,
наблюдательность, память, пространственные представления.
- развить коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания
и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней,
преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его
культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной
позиции.
- воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации,
самооценку собственного «Я», чувство коллективизма.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование
ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и
воспитании:

- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
- организационная и методическая работа.
- поисково-исследовательская работа.
- экспозиционная и учетно-хранительная работа.
- экскурсионно-массовая работа.
- учебно-образовательная и воспитательная.
- работа с фондами.
- информационно-технологическая работа.
2.9. Планируемые результаты: личностные, метапредметные и
предметные
Предметные результаты представлены через знания и умения, которые
должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он
должен знать и уметь).
Личностные результаты освоения программы представлены в
соответствии с группой личностных результатов, раскрывают и детализируют
основные направления этих результатов. Личностные результаты – это действия,
с помощью которых учащиеся определяют ценности и смыслы учения:
личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение,
смыслообразование, нравственно – этическая ориентация.
Метапредметные результаты освоения программы представлены в
соответствии с подгруппами УУД, раскрывают и детализируют основные
направления метапредметных результатов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами УУД:
- регулятивные универсальные учебные действия, с помощью которых
обучающиеся организуют учебную деятельность: Целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- познавательные УУД, с помощью которых обучающиеся осуществляют
процесс познания:
- общеучебные универсальные действия (самостоятельное регулирование
познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний и др.)
- логические (анализ, синтез, доказательство; выбор оснований и
критериев для сравнения и др.)
- постановка и решение проблемы.
- коммуникативные УУД, с помощью которых учащиеся налаживают для
решения учебных задач общение с разными людьми; планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение
конфликтов и др.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
2.10. Учебный план программы и его содержание
Наименование раздела,

Количество часов

Формы аттестации
(контроля)

темы
Всего

Теория

Практика
(интерактивные
занятия)

Цели и задачи курса.
Вводный инструктаж

1

1. Основы музейных
знаний. О чем будет
рассказывать школьный
музей.

2

2

2. Где и как собирать
материалы для музея.

2

1

1

Лекции

3.Работа с
историческими
источниками.

3

1

2

Лекции

4. Наследие в школьном
музее.

2

1

1

Лекции

5. История села Деево
- частица истории
России.

3

1

2

Конкурс рисунков«
Люблю тебя, мой край
родной»

6.Знаменитые люди
нашего села.

4

2

2

Творческая работа

1

Лекции

Презентации,
Оформление стенда,
Участие в конкурсе
"Знаменитые люди
нашего села"

7. Функции школьного

2

2

-

Творческая работа

музея
8. Организация
школьного музея.

6

9. Моя семья и родной
край.

2

10. Наша школа в
истории края

6

3

3

Лекции
Творческая работа

1

1

Творческая работа
Конкурс "Мой край",
«Моя семья», «Моя
родословная»

2

4

Беседа,
Творческая работа,
Оформление
стенда" Они работали
в нашей школе"

11. Комплектование
фондов школьного музея

2

1

1

Лекции

12. Фонды школьного
музея

2

1

1

Творческая работа

13. Учѐт и описание
музейных предметов

2

14.Экспозиция
школьного музея.

2

-

2

Творческая работа

15.Тексты в музейной
экспозиции

4

2

2

Творческая работа

16. Военная слава
земляков

9

3

6

Презентации

Лекции
1

1

Творческая работа
Лекции

"Они погибли, чтобы
жили мы"
Проекты

17. Экскурсионная
работа в школьном
музее.

6

2

4

Экскурсии для гостей

18. Создание
презентаций на основе

3

1

2

Творческая работа

собранного материала

презентация
Конкурсы

19. Деевский
музей народных
промыслов и
ремесел

4

Подготовка к конкурсу
исследовательских работ
по краеведению.
Конкурс
исследовательских работ
по краеведению

3

Итоговое занятие

1

Заседание Совета и
актива школьного музея

1

2

2

Экскурсии,
Сбор и обработка
материалов к
экскурсиям

Школьные мероприятия

2

-

1

Участие в
муниципальных,
школьных конкурсах

Итоги

По плану

Индивидуальные
консультации
Итого:

72

Содержание программы курса «Школьный музей
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж. (1 час)
Тема 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный
музей. Его основные разделы (2 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы
школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и
поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в
поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.
Лекция.
Тема 2. Где и как собирать материалы для музея. (2 часа)
Работа в школьной библиотеке. Встречи с участниками исторических
событий, работниками музеев, известными людьми села и района.
Тема 3. Работа с историческими источниками (3 часов).
Теоретические занятия (1 час)

Основные источники по истории: книга памяти Лазаревского района,
брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий,
вещественные памятники
Практические занятия (2 часа)
Тема 4. Наследие в школьном музее (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы
бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия.
Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия.
Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (1 час)
Творческая работа.
Тема 5. История села Деево - частица истории России (3 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте
истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры
родного края.
Практические занятия (2 часа)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и
культуры родного края. Конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край родной"
Тема 6. Знаменитые люди нашего поселка.
Теоретические занятия (4 часа). Презентации, проекты о знаменитых
людях нашего села, района.
Практические занятия (2 часа)
Тема 7. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Многофункциональность школьного музея: детский клуб; общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы
и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и
духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 8. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (3 часа)
Школьный
музей
как
общественное
учебно-исследовательское
объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации,
ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Практическое занятие(1час)
Выборы руководителя Актива школьного музея, формирование рабочих
групп, выборы их руководителей.
Тема 9. Моя семья и родной край (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи,
рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных
реликвий.
Практические занятия (2часа)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление
презентации "Моя семья", проекта "Моя родословная".
Тема 10. Наша школа в истории края (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, еѐ учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по
истории школы в сельском музее.
Практические занятия (2 часа)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками,
живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и
летописи школы. «Моя школа».
Тема 11. Комплектование фондов школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (1 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение.
Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения.
Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных
явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации.
Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в
процессе походов, других полевых изысканий.
Практические занятия (1 час)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 12. Фонды школьного музея (2 часов)
Теоретические занятия (1 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы
формирования фондов и коллекций. Организация учѐта фондов школьного
музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и
их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что
нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания,
формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических,
систематических и персональных коллекций.

Тема 13. Учет и описание музейных предметов (2 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и
коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные
картотеки.
Практические занятия (1 час)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учѐта и
описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 14. Экспозиция школьного музея(2 часа).
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приѐмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 15. Тексты в музейной экспозиции (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам.
Приѐмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приѐмы
размещения текстов в экспозиции.
Тема 16. Военная слава земляков (9 часов)
Теоретические занятия (3 часа)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и
других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил
России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность
гражданина России.
Практические занятия (6 час.)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приѐмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом,
этика.
Практические занятия (4 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Проведение экскурсий.

Тема18. Создание презентаций на основе собранного материала (9 час)
Тема19. Деевский музей народных промыслов и ремесел (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Практические занятия (2 часа)
Сбор и обработка материала к экскурсиям, написание лекций и подготовка
к проведению экскурсий.
Тема 20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по
краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению (3 часа)
Теоретические занятия (1часа) Подготовка и написание проектных и
исследовательских работ по краеведению.
Практические занятия (2 часа). Участие в школьных и муниципальных
конкурсах.
Итоговое занятие (1 час)
Заседание Совета актива школьного музея (1 час)
Школьные и поселковые мероприятия (по плану).
Индивидуальные консультации по темам проектов (по плану).
Результаты занятий в кружке
Ученики научатся:
- анализировать информацию различных источников;
- методике сбора информации из разных источников;
- правилам оформления собранных материалов;
- составлять описание памятников материальной и художественной
культуры;
- рассказывать о значительных событиях и личностях;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе;
- давать оценку событиям и личностям.
Ученики получат возможность научиться:
- вести работу по сбору новой информации;
- работать с краеведческой литературой, архивными источниками,
материалами периодической печати;
- представлять результаты работы в виде небольших выступлений по
вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя
в них общее и различия;
- составлять на основе информации из дополнительной литературы
описания памятников культуры;
Преимущества данного курса краеведческого кружка состоят в том, что
занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, картинной
галереи, располагающих краеведческим материалом.

В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно
– нравственного развития школьников;
- в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно
формироваться историческое сознание
- рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
- укрепление материальной базы музея.
Определѐнные навыки, умения, полученные в результате музейной работы,
а также знания, приобретѐнные на многочисленных и разноплановых
мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое
применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в
различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о
знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом.
Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.
Работая в школьном музее, ученик может попробовать себя в разных видах
деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при
выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо
позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток
находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и
общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную
культуру.
Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним
экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные
мероприятия, устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в
городских, областных и российских конкурсах. И пусть не всегда учащиеся
школы становятся победителями, но самое главное и ценное – ребята становятся
Формы подведения итогов реализации данной программы:
Контроль за реализацией Программы проводится в разных формах:
контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, защита
творческих работ и проектов, конференция, экскурсия, конкурс, соревнование, в
том числе, промежуточная и итоговая аттестация
А также:






анкетирование;
праздники;
проектная деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
коллективно-творческая деятельность;

участие в конкурсах научных и творческих проектов, конференциях
различного уровня по профилю.

3.1 Календарно-тематический план к программе курса
«Школьный музей»
№ п/п

Месяц

Число

Форма
занятий

Кол-во
часов

Тема занятий
Цели и задачи
курса.Вводный
инструктаж
Основы
музейных знаний.
О чем будет
рассказывать
школьныймузей.
Основы музейных
знаний. О чем будет
рассказывать
школьный музей
Где и как собирать
материалы для
музея.
Где и как собирать
материалы для
музея.
Работа с
историческими
источниками.
Работа с
историческими
источниками.
Работа с
историческими
источниками.
Наследие в
школьном
музее.
Наследие в
школьном
музее.
История села Деево
- частица истории
России.
История села Деево
- частица истории
России.
История села Деево
- частица истории

1

3

Теория

1

2

4

Теория

1

3

10

Теория

1

11

Теория

1

5

17

Теория

1

6

18

Теория

1

7

24

Теория

1

8

25

Теория

1

Теория

1

Теория

1

Теория/
практика

1

8

1

9

Теория/
практика
Теория/
практика

1

4

сентябрь

9
1
10
2
11

октябрь

12

13

15

Форма контроля

Лекции

Конкурс
рисунков
«Люблю тебя,
мой крайродной»

14

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

1

25

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

1

14

Теория/
практика

16

15

22

16

23

17

1
1
1

России.
Знаменитые люди
Нашего села.
Знаменитые люди
нашего села.
Знаменитые люди
нашего села.
Знаменитые люди
нашего села.

29

18

30

19

5

20

6

21

12

22
23

13
ноябрь
19

24

20

25

26

26

27

27

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Функции школьного
музея
Функции школьного
музея
Организация
школьного музея
Организация
школьного музея
Организация
школьного музея
Организация
школьного музея
Организация
школьного музея
Организация
школьного музея
Моя семья и родной
край.
Моя семья и родной
край.

3

28

4

29
30

10
декабрь

31

11
17

32

18

33

24

34

35
январь

1
1
1
1
1
1

Наша школа в
истории края
Наша школа в
истории края
Наша школа в
истории края
Наша школа в
истории края
Наша школа в
истории края
Наша школа в
истории края
Комплектование
фондов школьного
музея
Комплектование
фондов школьного
музея

Творческая
работа
Презентации,
Оформление
стенда,
Участие в
конкурсе
"Знаменитые
люди нашего
села"
Творческая
работа

Лекции
Творческая
работа

Творческая
работа
Конкурс "Мой
край",
«Моя семья»,
«Моя
родословная»

Беседа
Творческая
работа,
Оформление
Стенда
«Они работали
в нашей школе»

Лекции

36
37

25

Теория/
практика

1

26

1

1

Теория/
практика
Теория/
практика

1

2

Теория/
практика

1

8
9

Теория/

1

22

39

28

40

29

41

4

42

5

43

11

44

12
февраль
18

46

19

47

25

48

26

49

4

50

5

51

11

52
53

1

21

38

45

Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика
Теория/
практика

15

12
март

54

18
19

55

56

57

58
апрель
59

60

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фонды школьного
музея
Фонды школьного
музея
Учѐт и описание
музейных предметов
Учѐт и описание
музейных предметов
Экспозиция
школьного музея.
Экспозиция
школьного музея.
Тексты в музейной
экспозиции
Тексты в музейной
экспозиции
Тексты в музейной
экспозиции
Тексты в музейной
экспозиции
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Военная слава
земляков
Экскурсионная
работа в школьном
музее.
Экскурсионная
работа в школьном
музее.
Экскурсионная
работа в школьном
музее.
Экскурсионная
работа в школьном
музее.
Экскурсионная
работа в школьном
музее.
Экскурсионная

Лекция
Творческая
работа

Презентации
"Они
погибли,
чтобыжили
мы"
Проекты

Экскурсии для
гостей

практика
61
15
62
16
63
22
64
23
65
29
66
30
67
6
68

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

Теория/
практика

1

7

69

май

13

70
14

работа в школьном
музее.
Создание
презентаций на
основе собранного
материала
Создание
презентаций на
основе собранного
материала
Создание
презентаций на
основе собранного
материала
Деевский музей
народных
промыслов и
ремесел
Деевский музей
народных
промыслов и
ремесел
Деевский музей
народных
промыслов и
ремесел
Деевский музей
народных
промыслов и
ремесел
Подготовка к
конкурсу
исследовательских
работпо
краеведению.
Конкурс
исследовательских
работпо
краеведению
Подготовка к
конкурсу
исследовательских
работпо
краеведению.
Конкурс
исследовательских
работпо
краеведению
Подготовка к
конкурсу
исследовательских
работпо
краеведению.

Творческая
работа
конкурсы

Экскурсии, сбор
материалов

Конкурсная
деятельность

71
72

20

Итоги
Итоги

1
1

21
ИТОГО

72

Конкурс
исследовательских
работпо
краеведению
Итоговое занятие
Заседание Совета и
актива школьного
музея

ИТОГИ

3.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- кабинет,
- стенды школьного музея, экспонаты школьного музея.
- аудио, видео, фотоматериалы, интернет-источники,
- дидактический материал, необходимый для проведения занятий,
- краткие конспекты материалов для лекций - бесед;
- СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах;
- книги по истории, архитектуре и искусству;
- карточки с индивидуальными заданиями;
- презентационные материалы, ранее проведѐнных экскурсий;
- словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности;
- краткий словарь музейных терминов;
- схемы описания музейных предметов.
3.3. Формы аттестации, подведения итогов реализации данной
программы:
Контроль за реализацией Программы проводится в разных формах:
итоговое занятие, тестирование, собеседование, защита творческих работ и
проектов, конференция, конкурс, экскурсия в том числе, промежуточная и
итоговая аттестация
А также:






анкетирование;
праздники;
проектная деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
коллективно-творческая деятельность;

участие в конкурсах научных и творческих проектов, конференциях
различного уровня по профилю.
3.4. Оценочные материалы
Оценочные
и
методические
материалы
к
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе творческого объединения»,
которые состоят из:
Методического обеспечения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы по годам обучения и разделам программы;


Мониторинга результатов обучения учащегося по дополнительной
общеобразовательной программе по годам обучения. Мониторинг включает в


себя показатели (оцениваемые параметры) и критерии, в соответствии с
планируемыми результатами программы. Критерии и показатели для
отслеживания результативности каждый педагог определяет самостоятельно,
исходя из направления деятельности и особенностей своей программы. Для
отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе
общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической
диагностики;
 Списков педагогической литературы, литературы для учащихся и
родителей, интернет-источников.
 Результаты заносятся в диагностическую карту и должны отражать
уровень
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы.
 Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой.
Критерии оценки результативности должны отражать:
 уровень теоретических знаний (широту кругозора; свободу восприятия
теоретической информации; развитость практических навыков работы со
специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной
терминологии и др.);
 уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня
развития
практических умений и навыков программным требованиям;
уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием,
оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность
практической деятельности и др.);
 уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации
практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость
специальных и коммуникативных способностей и др.).
Степень выраженности оцениваемого качества:
высокий, средний, низкий уровень.
Вид оценочной системы: баллы.
Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и
практических навыков обучающихся:
 систему учета музейных фондов;









основную документацию школьного музея (основной фонд);
правила составления этикеток к экспонатам;
правила шифровки музейных экспонатов;
основные требования к оформлению экспозиции музея;
основные требования к составлению экскурсии по школьному музею;
методику записи рассказов и воспоминаний родственников;
методику описания семейного архива и семейных реликвий;
правила составления библиографического списка. уметь:

 организовывать учет фондов школьного музея
 заполнять документы по учету музейных предметов: инвентарную
карточку;
 составлять этикетку к экспонатам;
 составлять аннотацию к музейным предметам;
 присваивать шифр музейным экспонатам;
 составлять тексты экскурсий по школьному музею;
 проводить экскурсии по школьному музею;
 планировать работу совета школьного музея;
 записывать рассказы и воспоминания родственников;
 описывать семейный архив и семейные реликвии;
 составлять родословную таблицу;
 составлять библиографический список;
 обеспечивать научную и физическую сохранность находок;
 составлять планы поисково-собирательской деятельности.

фамилия,
имя
учащегося

параметры

высокий

средний

низкий

Критерии оценки по параметрам диагностики.

1. работа с фондами и документацией школьного музея:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с
фондами и документацией школьного музея;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с
фондами и документацией школьного музея;
Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с
фондами и документацией школьного музея;
2. работа с краеведческой литературой, картотекой:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с
краеведческой литературой, картотекой;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с
краеведческой литературой, картотекой;
Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности с
краеведческой литературой, картотекой;
3. подготовка тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой
подготовки тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в
подготовке тематической экскурсии; Низкий уровень оценки - обучающийся
испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии;
4. проведение тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой
проведения тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в
проведении тематической экскурсии;
Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в
проведении тематической экскурсии;
5. работа по сбору информации
Высокий уровень оценки - обучающийся хорошо владеет методикой
описания семейного архива и семейных реликвий;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в
оформлении работы;
Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки, не владеет
методикой описания семейного архива и семейных реликвий
3.5. Методические материалы:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4.07 2014 г. №41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным, общеобразовательным программам».
3. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций
по организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
4. Краевые
методические
рекомендации
по
общеобразовательных общеразвивающих программ (2016 г.).

проектированию

5. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
6. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля
1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ)

7. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
8. Письмо Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристскокраеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
9. Программа
туристско-краеведческого
движения
обучающихся
Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра
общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря
1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
10.
Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007
г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности
школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
11.
11.Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. М.,
1989.
12.
12.Болотов В.А., Путилин В.Н. О военно-патриотическом
воспитании молодежи // Внешкольник. 2000. - № 2. - С. 12-13.
13.
13.Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического
воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и
перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
14.
14.Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внешкольной и
внеклассной работы: содержание и методика деятельности. М.: Просвещение,
1983. -208 с.
15.
15.Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда:
взаимодействие. -М., 1994.
16.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в
школе. -2003,-№2.
17.
Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников
игровыми ifc средствами туристско-краеведческой деятельности. Автореф. дисс.
канд.пед. наук. М., 1999.
18.
Гусев В.В., Маслова Н.Ф. Рабочая книга педагогического
самообразования. Орел: ВИПС, 1996. -144 с.
19.
Дик Н.Ф. Школьный краеведческий музей в героикопатриотическом воспитании // К празднованию Дня Победы в учреждениях
образования (1945-1995). Ростов н/Д, 1994. - С. 47-50.
20.
Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и
конфликты в трансформирующемся обществе / Национальное самосознание и
национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. - С. 1647.

21.
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ.
-1998. -№7. -С.4-10.
22.
Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами
музейной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.
23.
Мельникова Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков
в процессе выполнения социальных проектов. Автореф. дисс. канд. пед. наук.
М., 2003.
24.
Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред.
Н.С.Борисова. М., 1982.
25.
Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной
деятельности: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989.
26.
Музееведение: На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. НИИ
культуры. -М., 1989.
27.
Музееведение: Ребенок в музее (социологический и психологопедагогический аспекты): Сб. науч. тр. НИИ культуры. М.: 1993.
28.
Музейная педагогика: Музей в системе
непрерывного
образования. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. Вып. 4.
29.
Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной
деятельности. Монография. СПб., 1998.
30.
Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система //
Педагогика. 2005.-№ 4. - С. 27-34.
31.
Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое
пространство // Педагогика. 2005. - № 5. - С. 3-12.
32.

Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.

33.
Сиденко Е.В. Гражданско-правовое образование в сельской школе
// Современность и духовно-нравственное развитие личности: Матер, научнопракт. конф. Ставрополь: СКИПКРО, 2002 - С. 20.
34.

Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1987.

35.
Соколова Е.А., Ташбаева Т.С. Использование материалов
школьных музеев на уроках истории // Образование в современной школе. 2005.
- № 4.

36.
Столяров Б.А. Музей в контексте модернизации отечественного
образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.
37.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.
Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1998. - 414 с.
38.
Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание // Воспитание
школьников. 2002. - № 3. - С. 31-33.
39.
Филонов Г.Н. Феномен гражданственности
личностного развития // Педагогика. 2002. - № 10.

в

структуре

40.
Формирование толерантной личности в полиэтнической
образовательной среде / Под общ. ред. В.Н. Гурова. М.: Педагогическое
общество России, 2004. - 240 с.

Список литературы:
1. Рыбалѐва
И.А.
Проектирование
и
экспертирование
дополнительных
общеобразовательных
программ:
требования
и
возможность вариативности/И.А. Рыбалѐва. -Краснодар: просвещениеЮг,2019. -138 с.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе
№2, 2016 г.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /Емельянов Б.В. - М.,2017.
4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т. А.-М.,2015.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование (Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского
В.А.-М.:Просвещение,2015г.
6. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А.,
Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
7. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста
истории школы/Преподавание истории в школе «2», 2015 г.
8. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
9. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».