ВНУД Фунциональная грамотность (читательская) для обучающихся 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с
окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и
планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место
среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение
в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на
всех
предметах
будет
продолжена
работа
по
формированию
и
развитию основ
читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том
числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».
При проведении международных исследований PISA введено определение понятия «читательская грамотность»:
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них,
заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни».
Таким образом, образовательный стандарт, принятый в Российской Федерации, и международные тестирования
сориентированы на оценку овладения учащимися читательскими умениями как наиболее значимыми метапредметными
умениями для учебной и социальной жизни ученика.
Программа разработана на основе учебного пособия Добротиной И.Н., Александровой О.М. Читательская
грамотность школьника.5-9 классы. М.; «Просвещение».
Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская
грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской

грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам
средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов выпускники средней школы приобретут навыки работы с
информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию,
систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Ученики научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать
свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в
наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно
полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее
с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
По результатам диагностических работ по изучению грамотности чтения выделено 3 уровня сформированности
читательских умений в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:
Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте
информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).
Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и
обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую,
формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.
Уровень 3 - применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.
Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и
создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному
применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Курс рассчитан на 34 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по
литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА
В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы умений.
1. Поиск информации и понимание текста
Учащийся научится:
 определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять
главное и второстепенное;
 отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
 объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов,
неизвестных слов;
 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
2. Преобразование и интерпретация информации
Учащийся сможет:
 обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных
посылок, выводить заключение о намерении автора;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
3. Критический анализ и оценка информации
Учащийся получит возможность научиться:
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения;
 на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами
умений.
Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без
проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.
Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации,
направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.
При формировании читательских умений необходимо:
 включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде,
сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,
 организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно,
логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,
 уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять
лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста,
 использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,







№
урока

1.

формировать критический взгляд на достоверность информации,
использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой
информацией (сноски, приложения и т.д.),
включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную
часть образовательного процесса,
обучать различным видам чтения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)
Наименование
Кол-во
раздела.
Тема часов
урока.
11
Поиск
информации
и
понимание текста.
Определение
главной темы и
общей цели или
назначения текста

Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные

определять главную Регулятивные: принимает
тему, общую цель или и
сохраняет
учебную
назначение текста
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной

Личностные

Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.

форме,
использует
знаковосимволические средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
2.

Различение темы и
подтемы
специального
текста.

выбирать из текста
или
придумать
заголовок,
соответствующий
содержанию и общему
смыслу текста

Регулятивные: адекватно
оценивает
свои
достижения,
осознает
возникающие
трудности, осуществляет
поиск причин и пути
преодоления.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее

Формирование навыков
исследования
текста
с
опорой
не
только
на
информацию, но и на
жанр,
композицию,
выразительные средства.

в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: уметь
обсуждать разные точки
зрения и вырабатывать
общее мнение.
3.

Выделение главной
и второстепенной
информации текста

прогнозировать
последовательность
изложения
идей
текста;

Регулятивные:
формировать
ситуацию
рефлексии
–
самодиагностики и
самокоррекции
коллективной
деятельности.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные:
вступает в учебный диалог
с
учителем,
одноклассниками,

Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.

участвует в общей беседе,
соблюдая
правила
речевого поведения.
4.

Поиск информации,
явно заданной в
тексте

Научиться составлять
первичный
проект
(индивидуальный,
коллективный),
электронную
презентацию

Регулятивные:
уметь
выделять то, что уже
усвоено, и что ещё
подлежит усвоению.
Познавательные:
выполняет
учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме;
осуществляет
для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает
вопросы,
слушает
и
отвечает
на
вопросы
других;
формулирует
собственные
мысли,
высказывает
и
обосновывает свою точку
зрения.

Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.

5.

Выстраивание
последовательности
описываемых
событий

прогнозировать
последовательность
изложения
идей
текста;

Регулятивные: адекватно
оценивает
свои
достижения,
осознает
возникающие трудности,
осуществляет
поиск
причин
и
пути
преодоления.
Познавательные:
выполняет
учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме;
осуществляет
для
решения учебных задач
операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебно-

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

6.

7-8

Сопоставление
основных
текстовых
внетекстовых
компонентов.

Преобразование

и

ставить перед собой
цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;

структурировать

познавательных задач.
Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные: принимает

Положительно относится
к
учению,
познавательной
деятельности;
желает
приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.

Осознает свои трудности

информации,
данной
в
виде
графика, таблицы,
схемы,
в
текстоовую
информацию.

9.

Формулирование

текст,
используя
нумерацию страниц,
списки,
ссылки,
оглавление;
проводить проверку
правописания;
использовать в тексте
таблицы,
изображения;

и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
ставить перед собой Регулятивные:
уметь

и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.

Формирование

10.

прямых выводов и
заключений
на
основе
фактов,
имеющихся
в
тексте

цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;

Метафоричность
речи,
умение
понимать
образность языка
текстов.

сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;

выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.
Познавательные:
уметь
проводить исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.
Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные:

мотивации
познавательного
интереса.

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

11.

12-13.

Проверочная
работа
по
формированию
читательской
грамотности №1

Преобразование и 11
интерпретация
информации
Поиск в тексте
доводов
и
подтверждение
выдвинутых

вступает в учебный диалог
с
учителем,
одноклассниками,
участвует в общей беседе,
соблюдая
правила
речевого поведения.
Знать основные нормы Регулятивные:
русского
выполнять учебные
литературного языка. действия,
уметь
Уметь
планировать
алгоритм
создавать
ответа.
письменные
Познавательные:
уметь
высказывания,
искать
и
выделять
осуществлять
необходимую
выбор
и
информацию
в
использование
предложенных текстах.
выразительных
Коммуникативные:
средств языка
в
уметь
определять
соответствии
с общую цель и пути её
коммуникативной
достижения.
задачей.

выводить заключение
о намерении автора
или главной мысли
текста;

Регулятивные:
уметь
выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.

Положительно относится
к
учению,
познавательной
деятельности;
желает
приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;

тезисов.

14-15.

Интерпретация
обобщение
информации,
представленной
тексте неявно

и
в

использовать в тексте
таблицы,
изображения;
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления
информации:
формулы,
графики,
диаграммы, таблицы
(в
том
числе
динамические
различать темы и
подтемы
специального текста;
выделять не только
главную,
но
и
избыточную
информацию;

Познавательные:
уметь
проводить
исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.

осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

Регулятивные: развивать
способности к регуляции
учебной деятельности.
Познавательные:
уметь
видеть тему и проблему
произведения,
самостоятельно создавать
способы решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные:
планировать
учебное
сотрудничество
в
коллективе,
адекватно
использовать
речевые
средства для решения

Формирование
эстетического
восприятия мира с целью
гармоничного развития
личности.

16.

Установление
связей,
не
высказанных
в
тексте напрямую.

17-18.

Формирование на
основе
текста

различных
коммуникативных
задач.
интерпретировать
Регулятивные:
уметь
текст;
составлять анализировать
выбор
карту осмысленного учебного действия для
чтения
достижения планируемого
результата,
планировать
алгоритм ответа.
Познавательные:
уметь
искать
и
выделять
необходимую
информацию
в
предложенных
текстах,
формировать
навыки
выразительного чтения.
Коммуникативные:
формировать
навыки
комментированного
чтения,
уметь
строить
монологическое
высказывание,
формулировать
свою
точку зрения
в
монологическом
высказывании.
структурировать
Регулятивные:
текст,
составлять контролирует процесс и

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

Признает
для
общепринятые

себя

системы
аргументов
обоснования
определенной
позиции

19.

для

Сопоставление
разных
точек
зрения и разных
источников
информации
по
заданной теме.

простой и сложный результаты деятельности,
план
вносит необходимые
коррективы.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
сравнивать
и Регулятивные: адекватно
противопоставлять
оценивает
свои
заключённую в тексте достижения,
осознает
информацию разного возникающие трудности,
характера;
осуществляет
поиск
обнаруживать в тексте причин
и
пути
доводы
в преодоления.
подтверждение
Познавательные:

моральноэтические
нормы;
смыслообразование
устанавливает
связь
между
целью
учебной
деятельности
и
ее
мотивом, осуществляет
нравственно- этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.

Формирование
устойчивой мотивации
к
самосовершенствованию.

выдвинутых тезисов;

20-21.

Применение
информации
из
текста при решении
учебнопознавательных
задач.

выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные:
задает
вопросы,
слушает и отвечает на
вопросы
других;
формулирует собственные
мысли, высказывает
и
обосновывает
свою
точку зрения.
откликаться
на Регулятивные: выделять и
содержание текста:
формулировать
связывать
познавательную цель.
информацию,
Познавательные:
обнаруженную
в применять
метод
тексте, со знаниями из информационного
других источников;
поиска, в том числе с
оценивать
помощью
утверждения,
компьютерных средств.

Формирование
нравственно- этической
ориентации,
обеспечивающей
личностный моральный
выбор.

сделанные в тексте,
исходя
из
своих
представлений
о
мире;
откликаться на форму
текста: оценивать не
только
содержание
текста, но и его
форму, а в целом —
мастерство
его
исполнения
22.

Проверочная
работа
по
формированию
читательской
грамотности №2

Коммуникативные:
Устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной кооперации.

Регулятивные: Узнавать, Формирование навыков
называть и определять самоанализа
и
объекты в соответствии с самоконтроля
содержанием
Познавательные:
Самостоятельно
формулировать
творческую
учебную
задачу; выбирать способы
и формы решения учебной
задачи
Коммуникативные: уметь
формулировать
собственное мнение и
позицию, аргументировать
ее.

23-24.

12
Критический
анализ и оценка
информации
Оценивание
утверждений,
сделанных в тексте,
исходя из своих
представлений
о
мире.

извлекать
информацию, данную
в тексте в явном виде;
извлекать
информацию, данную
в тексте в неявном
виде, формулировать
выводы;
интерпретировать
и
обобщать
информацию,
полученную из текста;
анализировать
и
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру текста;
преобразовывать
информацию
(из
текста в таблицу, из
таблицы в текст)

Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

25-26.

Нахождение
в
тексте доводов в
защиту своей точки
зрения.

структурировать
текст,
составлять
простой и сложный
план

27.

Обнаружение
недостоверности
получаемой
информации.

откликаться
на
содержание текста:
связывать
информацию,
обнаруженную
в
тексте, со знаниями из
других источников;

рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивную:
уметь
оценивать
и
формулировать то, что уже
усвоено.
Познавательные: уметь
выделять и формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные:
уметь моделировать
монологическое
высказывание,
аргументировать
свою
позицию
и
координировать
её
с
позициями партнёров при
выработке
общего
решения в совместной
деятельности.
Регулятивные:
уметь
осознавать усвоенный
материал,
качество
и
уровень усвоения.
Познавательные:
уметь
искать
и
выделять
необходимую

Формирование навыков
исследования
текста
с опорой не только
на информацию, но
и на жанр, композицию,
выразительные средства.

Формирование
устойчивой мотивации к
самосовершенствованию.

28.

Нахождение путей
восполнения
пробелов
в
информации

оценивать
утверждения,
сделанные в тексте,
исходя
из
своих
представлений
о
мире;
откликаться на форму
текста: оценивать не
только
содержание
текста, но и его
форму, а в целом —
мастерство
его
исполнения
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;

информацию
в
предложенных текстах.
Коммуникативные:
ставить
вопросы,
обращаться за помощью,
формулировать
свои
затруднения.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции,
действует
по
плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию,
а также
самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

29.

Решение на основе
текста
учебнопрактических
задач.

сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;

в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные:
формировать
ситуацию
рефлексии
–
самодиагностики и
самокоррекции
коллективной
деятельности.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию,
а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие

Формирование навыков
самоанализа
и
самоконтроля;
способствовать развитию
культурной и этнической
толерантности.

30.

Диагностика
читательской
грамотности.

извлекать
информацию, данную
в тексте в явном виде;
извлекать
информацию, данную
в тексте в неявном
виде, формулировать
выводы;
интерпретировать
и
обобщать
информацию,
полученную из текста;
анализировать
и
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру текста;
преобразовывать
информацию
(из
текста в таблицу, из
таблицы в текст)

монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные: адекватно Формировать уважение к
оценивает
свои личности
и
ее
достижения,
осознает достоинству.
возникающие трудности,
осуществляет
поиск
причин
и
пути
преодоления.
Познавательные:
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит
небольшие

31.

Анализ
ошибок,
допущенных
в
работе.

32.

Самоконтроль
самооценка
понимания
прочитанного.
Практическая
работа.

и

ставить перед собой
цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;

монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные:
применять
метод
информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств.
Познавательные: навыки
выразительного
чтения,
умение
проводить
исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
формировать
ситуацию
сотрудничества.
Познавательные:Уметь
обобщать
понятия,
искать
и
выделять
необходимую
информацию
из
учебника.
Регулятивные:

Формирование навыков
исследовательской
деятельности,
готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания

Испытывает
желание усваивать
новые
виды
деятельности,
участвовать
в
творческом
созидательном процессе;

33-34.

Практикум
по
созданию
собственных
текстов на основе
прочитанных
текстов

выбирать действия в
соответствии
с
поставленной задачей,
принимать решения в
проблемной ситуации.
Коммуникативные: Уметь
высказывать
и
обосновывать свою точку
зрения,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Регулятивные:
уметь
выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.
Познавательные: уметь
проводить исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.

Формирование
мотивации
познавательного
интереса.

Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных
ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения
целесообразно расширить, а какое исключить из программы спецкурса.
Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в
углублении и повторении.
По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая
система оценки.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на
II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим
доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. –
СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная
библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.
ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории,
литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебнометодический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы //
Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.
С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института,
2002. – 147 с.
9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.

10.Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность,
№2, 2007, стр. 7.
11.Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина //
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
12.Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л.
Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www.
g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
13.Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
14.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В.
Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
15.Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В.
Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
16.Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
17.Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках
литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим
доступа:http://nsportal.
ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-istarshego


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».