ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с
окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и
планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место
среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение
в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на
всех
предметах
будет
продолжена
работа
по
формированию
и
развитию основ
читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том
числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».
При проведении международных исследований PISA введено определение понятия «читательская грамотность»:
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них,
заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни».
Таким образом, образовательный стандарт, принятый в Российской Федерации, и международные тестирования
сориентированы на оценку овладения учащимися читательскими умениями как наиболее значимыми метапредметными
умениями для учебной и социальной жизни ученика.
Программа разработана на основе учебного пособия Добротиной И.Н., Александровой О.М. Читательская
грамотность школьника.5-9 классы. М.; «Просвещение».
Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская
грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской
грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам
средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов выпускники средней школы приобретут навыки работы с
информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию,
систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Ученики научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать
свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в
наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно
полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее
с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
По результатам диагностических работ по изучению грамотности чтения выделено 3 уровня сформированности
читательских умений в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:
Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте
информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).
Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и
обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую,
формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.
Уровень 3 - применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.
Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и
создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному
применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часов, изучается в 7 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по
литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА
В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы умений.
1. Поиск информации и понимание текста
Учащийся научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять
главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов,
неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
2. Преобразование и интерпретация информации
Учащийся сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных
посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
3. Критический анализ и оценка информации
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами
умений.
Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без
проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.
Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации,
направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.
При формировании читательских умений необходимо:
включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде,
сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,
организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно,
логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,
уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять
лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста,
использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,
№
урока
1.
формировать критический взгляд на достоверность информации,
использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой
информацией (сноски, приложения и т.д.),
включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную
часть образовательного процесса,
обучать различным видам чтения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)
Наименование
Кол-во
раздела.
Тема часов
урока.
11
Поиск
информации
и
понимание текста.
Определение
главной темы и
общей цели или
назначения текста
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
определять главную Регулятивные: принимает
тему, общую цель или и
сохраняет
учебную
назначение текста
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
Личностные
Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.
форме,
использует
знаковосимволические средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
2.
Различение темы и
подтемы
специального
текста.
выбирать из текста
или
придумать
заголовок,
соответствующий
содержанию и общему
смыслу текста
Регулятивные: адекватно
оценивает
свои
достижения,
осознает
возникающие
трудности, осуществляет
поиск причин и пути
преодоления.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
Формирование навыков
исследования
текста
с
опорой
не
только
на
информацию, но и на
жанр,
композицию,
выразительные средства.
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: уметь
обсуждать разные точки
зрения и вырабатывать
общее мнение.
3.
Выделение главной
и второстепенной
информации текста
прогнозировать
последовательность
изложения
идей
текста;
Регулятивные:
формировать
ситуацию
рефлексии
–
самодиагностики и
самокоррекции
коллективной
деятельности.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные:
вступает в учебный диалог
с
учителем,
одноклассниками,
Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.
участвует в общей беседе,
соблюдая
правила
речевого поведения.
4.
Поиск информации,
явно заданной в
тексте
Научиться составлять
первичный
проект
(индивидуальный,
коллективный),
электронную
презентацию
Регулятивные:
уметь
выделять то, что уже
усвоено, и что ещё
подлежит усвоению.
Познавательные:
выполняет
учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме;
осуществляет
для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает
вопросы,
слушает
и
отвечает
на
вопросы
других;
формулирует
собственные
мысли,
высказывает
и
обосновывает свою точку
зрения.
Осознает свои трудности
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.
5.
Выстраивание
последовательности
описываемых
событий
прогнозировать
последовательность
изложения
идей
текста;
Регулятивные: адекватно
оценивает
свои
достижения,
осознает
возникающие трудности,
осуществляет
поиск
причин
и
пути
преодоления.
Познавательные:
выполняет
учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме;
осуществляет
для
решения учебных задач
операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебно-
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
6.
7-8
Сопоставление
основных
текстовых
внетекстовых
компонентов.
Преобразование
и
ставить перед собой
цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;
структурировать
познавательных задач.
Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные: принимает
Положительно относится
к
учению,
познавательной
деятельности;
желает
приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Осознает свои трудности
информации,
данной
в
виде
графика, таблицы,
схемы,
в
текстоовую
информацию.
9.
Формулирование
текст,
используя
нумерацию страниц,
списки,
ссылки,
оглавление;
проводить проверку
правописания;
использовать в тексте
таблицы,
изображения;
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
ставить перед собой Регулятивные:
уметь
и стремится
к
их преодолению,
проявляет способность к
самооценке
своих
действий, поступков.
Формирование
10.
прямых выводов и
заключений
на
основе
фактов,
имеющихся
в
тексте
цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;
Метафоричность
речи,
умение
понимать
образность языка
текстов.
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;
выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.
Познавательные:
уметь
проводить исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.
Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные:
мотивации
познавательного
интереса.
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
11.
12-13.
Проверочная
работа
по
формированию
читательской
грамотности №1
Преобразование и 11
интерпретация
информации
Поиск в тексте
доводов
и
подтверждение
выдвинутых
вступает в учебный диалог
с
учителем,
одноклассниками,
участвует в общей беседе,
соблюдая
правила
речевого поведения.
Знать основные нормы Регулятивные:
русского
выполнять учебные
литературного языка. действия,
уметь
Уметь
планировать
алгоритм
создавать
ответа.
письменные
Познавательные:
уметь
высказывания,
искать
и
выделять
осуществлять
необходимую
выбор
и
информацию
в
использование
предложенных текстах.
выразительных
Коммуникативные:
средств языка
в
уметь
определять
соответствии
с общую цель и пути её
коммуникативной
достижения.
задачей.
выводить заключение
о намерении автора
или главной мысли
текста;
Регулятивные:
уметь
выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.
Положительно относится
к
учению,
познавательной
деятельности;
желает
приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
тезисов.
14-15.
Интерпретация
обобщение
информации,
представленной
тексте неявно
и
в
использовать в тексте
таблицы,
изображения;
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления
информации:
формулы,
графики,
диаграммы, таблицы
(в
том
числе
динамические
различать темы и
подтемы
специального текста;
выделять не только
главную,
но
и
избыточную
информацию;
Познавательные:
уметь
проводить
исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
Регулятивные: развивать
способности к регуляции
учебной деятельности.
Познавательные:
уметь
видеть тему и проблему
произведения,
самостоятельно создавать
способы решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные:
планировать
учебное
сотрудничество
в
коллективе,
адекватно
использовать
речевые
средства для решения
Формирование
эстетического
восприятия мира с целью
гармоничного развития
личности.
16.
Установление
связей,
не
высказанных
в
тексте напрямую.
17-18.
Формирование на
основе
текста
различных
коммуникативных
задач.
интерпретировать
Регулятивные:
уметь
текст;
составлять анализировать
выбор
карту осмысленного учебного действия для
чтения
достижения планируемого
результата,
планировать
алгоритм ответа.
Познавательные:
уметь
искать
и
выделять
необходимую
информацию
в
предложенных
текстах,
формировать
навыки
выразительного чтения.
Коммуникативные:
формировать
навыки
комментированного
чтения,
уметь
строить
монологическое
высказывание,
формулировать
свою
точку зрения
в
монологическом
высказывании.
структурировать
Регулятивные:
текст,
составлять контролирует процесс и
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
Признает
для
общепринятые
себя
системы
аргументов
обоснования
определенной
позиции
19.
для
Сопоставление
разных
точек
зрения и разных
источников
информации
по
заданной теме.
простой и сложный результаты деятельности,
план
вносит необходимые
коррективы.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
сравнивать
и Регулятивные: адекватно
противопоставлять
оценивает
свои
заключённую в тексте достижения,
осознает
информацию разного возникающие трудности,
характера;
осуществляет
поиск
обнаруживать в тексте причин
и
пути
доводы
в преодоления.
подтверждение
Познавательные:
моральноэтические
нормы;
смыслообразование
устанавливает
связь
между
целью
учебной
деятельности
и
ее
мотивом, осуществляет
нравственно- этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Формирование
устойчивой мотивации
к
самосовершенствованию.
выдвинутых тезисов;
20-21.
Применение
информации
из
текста при решении
учебнопознавательных
задач.
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные:
задает
вопросы,
слушает и отвечает на
вопросы
других;
формулирует собственные
мысли, высказывает
и
обосновывает
свою
точку зрения.
откликаться
на Регулятивные: выделять и
содержание текста:
формулировать
связывать
познавательную цель.
информацию,
Познавательные:
обнаруженную
в применять
метод
тексте, со знаниями из информационного
других источников;
поиска, в том числе с
оценивать
помощью
утверждения,
компьютерных средств.
Формирование
нравственно- этической
ориентации,
обеспечивающей
личностный моральный
выбор.
сделанные в тексте,
исходя
из
своих
представлений
о
мире;
откликаться на форму
текста: оценивать не
только
содержание
текста, но и его
форму, а в целом —
мастерство
его
исполнения
22.
Проверочная
работа
по
формированию
читательской
грамотности №2
Коммуникативные:
Устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной кооперации.
Регулятивные: Узнавать, Формирование навыков
называть и определять самоанализа
и
объекты в соответствии с самоконтроля
содержанием
Познавательные:
Самостоятельно
формулировать
творческую
учебную
задачу; выбирать способы
и формы решения учебной
задачи
Коммуникативные: уметь
формулировать
собственное мнение и
позицию, аргументировать
ее.
23-24.
12
Критический
анализ и оценка
информации
Оценивание
утверждений,
сделанных в тексте,
исходя из своих
представлений
о
мире.
извлекать
информацию, данную
в тексте в явном виде;
извлекать
информацию, данную
в тексте в неявном
виде, формулировать
выводы;
интерпретировать
и
обобщать
информацию,
полученную из текста;
анализировать
и
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру текста;
преобразовывать
информацию
(из
текста в таблицу, из
таблицы в текст)
Регулятивные: принимает
и
сохраняет
учебную
задачу;
планирует
(в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции,
действует по плану.
Познавательные:
понимает
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаковосимволические
средства
для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
25-26.
Нахождение
в
тексте доводов в
защиту своей точки
зрения.
структурировать
текст,
составлять
простой и сложный
план
27.
Обнаружение
недостоверности
получаемой
информации.
откликаться
на
содержание текста:
связывать
информацию,
обнаруженную
в
тексте, со знаниями из
других источников;
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивную:
уметь
оценивать
и
формулировать то, что уже
усвоено.
Познавательные: уметь
выделять и формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные:
уметь моделировать
монологическое
высказывание,
аргументировать
свою
позицию
и
координировать
её
с
позициями партнёров при
выработке
общего
решения в совместной
деятельности.
Регулятивные:
уметь
осознавать усвоенный
материал,
качество
и
уровень усвоения.
Познавательные:
уметь
искать
и
выделять
необходимую
Формирование навыков
исследования
текста
с опорой не только
на информацию, но
и на жанр, композицию,
выразительные средства.
Формирование
устойчивой мотивации к
самосовершенствованию.
28.
Нахождение путей
восполнения
пробелов
в
информации
оценивать
утверждения,
сделанные в тексте,
исходя
из
своих
представлений
о
мире;
откликаться на форму
текста: оценивать не
только
содержание
текста, но и его
форму, а в целом —
мастерство
его
исполнения
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;
информацию
в
предложенных текстах.
Коммуникативные:
ставить
вопросы,
обращаться за помощью,
формулировать
свои
затруднения.
Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции,
действует
по
плану.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию,
а также
самостоятельно находит ее
Осваивает новые виды
деятельности, участвует
в
творческом
созидательном процессе;
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
29.
Решение на основе
текста
учебнопрактических
задач.
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте
информацию разного
характера;
обнаруживать в тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов;
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные:
формировать
ситуацию
рефлексии
–
самодиагностики и
самокоррекции
коллективной
деятельности.
Познавательные: осознает
познавательную
задачу,
читает
и
слушает,
извлекает
нужную
информацию,
а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит
небольшие
Формирование навыков
самоанализа
и
самоконтроля;
способствовать развитию
культурной и этнической
толерантности.
30.
Диагностика
читательской
грамотности.
извлекать
информацию, данную
в тексте в явном виде;
извлекать
информацию, данную
в тексте в неявном
виде, формулировать
выводы;
интерпретировать
и
обобщать
информацию,
полученную из текста;
анализировать
и
оценивать
содержание, языковые
особенности
и
структуру текста;
преобразовывать
информацию
(из
текста в таблицу, из
таблицы в текст)
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные: адекватно Формировать уважение к
оценивает
свои личности
и
ее
достижения,
осознает достоинству.
возникающие трудности,
осуществляет
поиск
причин
и
пути
преодоления.
Познавательные:
выполняет учебнопознавательные действия в
материализованной
и
умственной
форме; осуществляет для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливает причинноследственные связи, делает
обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит
небольшие
31.
Анализ
ошибок,
допущенных
в
работе.
32.
Самоконтроль
самооценка
понимания
прочитанного.
Практическая
работа.
и
ставить перед собой
цель
чтения,
направляя внимание
на полезную в данный
момент информацию;
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных
учебнопознавательных задач.
Регулятивные:
применять
метод
информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств.
Познавательные: навыки
выразительного
чтения,
умение
проводить
исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
формировать
ситуацию
сотрудничества.
Познавательные:Уметь
обобщать
понятия,
искать
и
выделять
необходимую
информацию
из
учебника.
Регулятивные:
Формирование навыков
исследовательской
деятельности,
готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания
Испытывает
желание усваивать
новые
виды
деятельности,
участвовать
в
творческом
созидательном процессе;
33-34.
Практикум
по
созданию
собственных
текстов на основе
прочитанных
текстов
выбирать действия в
соответствии
с
поставленной задачей,
принимать решения в
проблемной ситуации.
Коммуникативные: Уметь
высказывать
и
обосновывать свою точку
зрения,
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Регулятивные:
уметь
выбирать
нужную
информацию
из
прочитанного текста.
Познавательные: уметь
проводить исследование
прочитанного текста.
Коммуникативные:
уметь обосновывать
и высказывать собственное
мнение.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
осознает
себя
как
индивидуальность
и
одновременно как член
общества.
Формирование
мотивации
познавательного
интереса.
Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных
ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения
целесообразно расширить, а какое исключить из программы спецкурса.
Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в
углублении и повторении.
По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая
система оценки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на
II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим
доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. –
СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная
библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.
ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории,
литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебнометодический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы //
Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.
С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института,
2002. – 147 с.
9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
10.Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность,
№2, 2007, стр. 7.
11.Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина //
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.
12.Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л.
Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www.
g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf
13.Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.
14.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В.
Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
15.Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В.
Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html
16.Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
17.Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках
литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим
доступа:http://nsportal.
ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-istarshego